Юлия Кияметдинова
Этапы работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Этапы работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.
Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.
В настоящее время произошли значительные изменения в области образования: появился новый закон "Об образовании", согласно которому дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Законом закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию остаётся за семьей. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагают:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов, а предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, другими словами у ребёнка должно появиться желание учиться.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Важно, чтобы ребёнок:
- Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Подготовительный этап.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно разграничить понятия "звук" и "буква". Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста.
Работа начинается со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек.)
Предлагаемые игры:
"Узнай, что звучит?"
"Где звучит колокольчик?"
"Покажи картинку"
"Громко - тихо"
"Кто сказал?"
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание и т. д. в соответствии с этим применяются следующие дидактические пособия: паровозики - количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи - цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; домино - количество точек соответствует количеству слогов и т. д.
На первом этапе знакомят детей с гласными звуками. Цель этого этапа - научить детей различать и правильно произносить гласные звуки, чтобы избежать нарушений в слоговой структуре и ударениях. Знакомство с звуками начинается с выделения звука из общей речи. Звук, при котором воздух проходит свободно, называется гласным. Знакомство с каждым гласным звуком проводится отдельно, с использованием карточек определенного цвета. После знакомства с каждым звуком ребята участвуют в играх, использующих символы гласных звуков. Предлагаемые игры включают в себя запоминание слов, разложение картинок и другие задания для тренировки гласных звуков.
Например:
- "Назови слова на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - осы, но не оса, облако, но не облака).
- "Разложи картинки": подарим кукле Ане картинки, название которых начинается на звук [а], а Ире - на звук [и].
Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду и собирали астры).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, над позицией звука в слове: в начале, в конце и в середине слова.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
На втором этапе рассматривают согласные звуки.
Артикуляция согласных отличается от артикуляции гласных - звуки производятся с препятствиями в ротовой полости (язык, зубы, губы, нёбо). Согласный звук обозначаем квадратом синего цвета.
Для определения звонкости и глухости согласного звука используется прием с горлышком. Детям предлагается руками потрогать себя за шею в области горла. Если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Звонкий звук обозначаем значком – колокольчик, а глухой – наушники.
Также рассматривается твердость и мягкость согласных звуков, отличие которых видно по позе губ при произнесении звука. При произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются. Мягкий звук обозначаем квадратом зеленого цвета.
После знакомства с согласными звуками дети участвуют в работе по звуковому анализу слов.
Третий этап - знакомство с буквами.
Дети учатся узнавать и запоминать буквы, связывая их с определенными звуками.
Например, знакомим с согласной буквой М: педагог называет согласный твердый звук «м», просит дать ему характеристику по признакам «твердости-мягкости» и «глухости -звонкости», потом называет согласный мягкий звук «мь» и просит также охарактеризовать звук. Затем сообщает, что эти звуки живут в букве М, показывает эту букву детям и просит сказать, на что похожа эта буква.
Память о букве укрепляется через ассоциации и различные визуальные приемы. С помощью различных материалов и предметов ребята могут создавать буквы и учиться их распознавать. Можно предложить выложить букву из палочек или шнурков, написать ее в воздухе, выложить из бусинок или зерен фасоли.
Дети учатся соотносить звуки с соответствующими буквами и понимать разницу между звуками и буквами. Нужно дать детям четкое понятие, что можно делать со звуками, а что с буквами.
Запомните! Что можно делать со звуками? (говорить, слышать)
Что можно делать с буквами? (увидеть, написать)
На четвертом этапе формируются навыки составления предложений. Дети составляют, изменяют и анализируют предложения, развивая речевые и мыслительные процессы. Анализ и синтез звуков и слов помогают детям развивать речевые навыки и улучшать понимание языка. Различные игры и упражнения способствуют развитию речи и мышления у детей.
Примеры анализа и синтеза:
-Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Папа чинит машину»? Какое 1? 2? 3).
-Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
-Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
-Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, дом, в, забежали; красные, лежат, столе, кубики, на.)
-Распространение предложений путём увеличения количество слов.
Литература:
1. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие. — Минск, 1997.
2. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду". - М. : изд-во "Педагогика", 1978 г.
3. http://festival.1september.ru/articles/525290/
4. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, О. М. Ельцова, изд. «Учитель», 2008
5. Логопедия, И. С. Лопухина, М. : Аквариум, 1995
6. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М., 2000
7. Говорим правильно, О. С. Гомзяк, М. : Изд. «Гном и Д», 2007
8. Научите меня говорить правильно, О. И. Крупенчук, СПб. : Регата, 2001
9. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников, Р. И. Лалаева, СПб. : Союз, 1998