Валентина Чернышова
Эмоциональный настрой ребенка, или Воспитание у детей положительного отношения к труду
▼ Скачать + Заказать документы
Правомерно ли говорить о труде дошкольников? Не лишает ли он ребенка детства?
Во-первых, дети дошкольного возраста, начиная уже примерно с года, стараются подражать взрослым — это общепризнанный факт.
Психологи считают, что трудовой деятельности как таковой у дошкольников нет, так как они не различают труд как усилие и труд как игру, поэтому говорить о труде можно только условно. С достижением 5 – 6 возраста дети уже психологически готовы воспринимать труд как серьезное дело, а также готовы систематически принимать в нем участие.
Публикация «Эмоциональный настрой ребенка, или Воспитание у детей положительного отношения к труду» размещена в разделах
Если он в дошкольном возрасте регулярно принимал участие в семейных делах, он также будет принимать участие в делах группы, он также будет ответственен за собственные успехи и поражения. Так и зарождается социальная активизация человека.
В детском саду мы проводим беседы, учим наблюдать за трудом взрослых, при этом преследуется главная идея – работа всякая важна, работа всякая нужна. Организуем экскурсии в пожарную часть, в музей. Непосредственное общение позволяет детям узнать о личностных качествах, которые нужны людям, чтобы быть успешными в профессии. Старший дошкольный возраст способен понять, почему пожарные – люди смелые, мужественные, должны принимать решения, от которых зависит жизнь людей.
Трудясь, ребенок становится психологически более устойчивым, ведь он чувствует свою значимость: ему дали важное задание, которое он выполнил, и теперь видит результат своего труда – чистую комнату. Он становится более податливым и коммуникабельным, ведь хорошими делами непременно хочется делиться, это заложено в каждом человеке, но именно в дошкольном возрасте это проявляется так явно. Он чувствует себя героем. Дети — жуткие повторюшки, поэтому можно не удивляться, что в следующий раз кто-то другой из детей поможет воспитательнице с уборкой, чтобы испытать те же эмоции, и ровно так же гордиться потом перед другими ребятами.
Главное это трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости. Взрослые должны развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к работе, результаты, которой будут полезны самому ребенку и окружающим его близким людям.
Дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми. От детей требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому, по хозяйству, в уходе за огородом, животными, привлекать к обсуждению, что купить, куда поехать отдыхать – это способствует воспитанию его, как члена семейного коллектива. Дед увлекается разведением рыбок – внук приобщается. Видит, как дед трогательно к ним относится, разговаривает с ними, покупает особый корм, всем рассказывает о своих любимцах.
Взрослым важно помнить, что 5 – 6 летний ребенок уже умеющий различать добро и зло не может противостоять отрицательным примерам, которые исходят от близких любимых людей. Пагубное влияние оказывает на ребенка ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. «Это хозяйство осточертело. Зачем выходить на работу при такой зарплате». Внимание ребенка старшего возраста важно фиксировать на отрицательных фактах – говорить о лодырях, воровстве. Взрослые должны выражать отрицательное отношение к негативным явлениям. В противном случае дети получат иные поведенческие установки.
Мама – продавец устала, раздраженно отвечает на вопросы покупателя, а тот сделал ей замечание, и от заведующей получила выговор. От характера обсуждения зависит воспитательный эффект. Плохо если мама будет оценивать события односторонне, с ее позиции. Хорошо, если в семье придут к выводу: как это не трудно бывает в общении с людьми необходимо сдержанность, вежливость, культура поведения. В равной степени это относится и к покупателям и продавцам.
Главное отношение людей к работе. Дети должны радоваться медали или грамоте близких, а вот то, что работа не нравится, с коллегами нет понимания заострять внимания не надо.
Трудовое воспитание это образно сказано гармония 3 понятий: надо, трудно, и прекрасно. Нет и не может быть воспитания вне труда и без труда нельзя воспитать человека.