Папки-передвижки

Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру

Алла Тимошенко
Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.»

Китайская пословица

1 слайд

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Публикация «Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру» размещена в разделах

Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

2 слайд

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки. Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как)

3 слайд

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

4 слайд

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются за-дачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

— обучать элементарному планированию;

— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;

— развивать творческие способности;

— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности :

— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

— самостоятельная деятельность дошкольника;

— использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

5 слайд

В дошкольном учреждении могут быть:

1. Информационные проекты

— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой ауди-тории;

— структура информационного проекта : получение и обработка информации, получение результата, презентация.

Пример информационного проекта можно посмотреть здесь.

2. Исследовательские проекты

— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского ди-зайна, кулинарной книги и пр.)

3. Ролевые проекты

— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

4. Творческие проекты

— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т. д.)

Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны, например:

— Папа, мама, я — спортивная семья.

— Техника, которая нам помогает.

— Здравствуй, олимпиада!

— Памятники нашего города.

— Игрушки из бабушкиного сундучка и др.

Результатами проектной деятельности могут быть :

— Выставка, газета, журнал.

— Костюм, модель, коллекция.

— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

— Экскурсия, поход, путешествие.

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Спектакль, праздник, видеофильм.

6 слайд

Пример проекта

Проект «Полезные и вредные продукты».

Место проведения: группа.

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Вид проекта : групповой.

Участники проекта : дети подготовительной «Б» группы, воспитатели группы, родители.

Проблема для детей: сформировать знания детей свойствах лимона и кока-колы, выявить их особенности. Предоставлять возможность с помощью взрослых исследовать реальные свойства продуктов, их применение, обсуждать результаты опытной деятельности.

Цель: расширение знаний детей о влиянии свойств лимона и кока-колы на здоровье чело-века, их применении в быту, парфюмерии, кулинарии.

Задачи: формировать умение получать сведения о свойствах продуктов экспериментальным путем, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни; активизировать в речи термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.

Сроки реализации проекта – 1 неделя.

Подготовка материалов для проведения проекта : Историческая справка о лимоне и ко-ка-коле, сбор дополнительной информации об объектах, и их свойствах (работа с интернет ресурсами, подбор литературы, подбор посуды, инструментов для организации опытной деятельности, просмотр видеодиска «Мир растений». Речевые игры «Четвертый лишний», «Машин сад», «Что я съел», «Повар», «Писатель», литературная страничка «Мама, выучи со мной…», художественное творчество «Веселый лимон», оформление буклета «Полезные свойства лимона (вкусное лечение, кулинария, быт, красота).

Форма проведения: развитие темы в разных видах совместной деятельности (интервьюирование детей по теме проекта, подбор иллюстративного материала, беседы и свободное обсуждение, творческая деятельность, организация опытной деятельности, презентация проекта).

7 слайд

Объект исследования:

Свойства лимона и кока-колы.

Предмет исследования:

Положительное или отрицательное влияние лимона и кока-колы на организм человека.

Актуальность:

В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования кон-сервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же, в свою очередь, привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому, возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.

В результате опроса проводимого воспитателем с детьми, выяснилось, что дети всем напиткам предпочитают кока-колу, но добавили, что любят «колу», но она, по словам родителей, вредна. На вопрос, в чем этот вред, дети затруднялись ответить или говорили словами родителей, что это «химия», а чай с лимоном полезен.

По просьбе родителей мы решили провести ряд экспериментов и точно установить, действительно ли «кока-кола» вредна для организма, а лимон полезен.

Методы исследования:

Наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование.

Этапы исследования:

1. Опрос детей, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый напиток»

2. Выдвижение гипотезы.

3. Непосредственное проведение опытов.

4. Наблюдение за взаимодействием кока-колы и лимона с веществами и предметами.

5. Выводы.

Материалы для проведения экспериментов:

Бутылки с кока-колой или пепси-колой, прозрачные стаканчики, ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, молочный зуб.

Лимон, яблоко; 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, стакан и бутылка, воронка, ватка, наст. лампа, чашка воды, лист бумаги.

8 слайд

Опыт 1 «Зубы и кока-кола»

У Олеси выпал молочный зуб, и мы решили проверить, что будет, если положить его в кока-колу. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день тот почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красителей, которые проникают даже в твердый зуб.

На третий день на зубе появилась трещина, а на четвертый день зуб распался на две половинки.

Вывод:

КОКА-КОЛА разрушает зубы. Красители колы очень стойкие и зубы от них темнеют.

Опыт 2 «Получаем лимонный сок».

Исследование: для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.

9 слайд

Опыт 3. «Еда и кока-кола».

Для опыта разрезали кусочек колбасы на две половинки. Одну половинку положили в во-ду, другую – в колу. На второй день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле превратилась в кашицеобразное пюре.

Вывод:

Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.

Опыт 4 «Яблоко и лимон – друзья».

Исследование. Делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.

Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

10 слайд

Опыт 5. «Ржавчина».

Взяли два ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с колой.

На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в коле, наоборот, даже очистился от нее.

Вывод:

Кока-кола разъедает даже ржавчину.

Опыт 6. «Лимон надувает воздушный шар».

Материалы и оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, стакан и бутылка, воронка.

Ход проведения:

• наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

• Быстро одеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изо-лентой.

Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

11 слайд

Опыт 7. «Моем чашку».

Была взята белая чашка со следами от чая. Обычной водой следы не отмывались. Дети налили в чашку колу и вышли на прогулку. После прогулки чашку прополоскали. Следы от чая пропали.

Вывод:

Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.

Опыт 8. «Засекреченное послание».

Материалы и оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды.

Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать что-нибудь на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.

Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

Опыт 9. «Превращение»

В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод:

В кока-коле очень много сахара.

12 слайд

Выводы:

Проведя ряд опытов, мы увидели, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая, ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: кока-кола не безопасна для здоровья.

Расширилось представление о том, что лимон полезен для здоровья человека. Поэтому, кто ест лимоны, тот почти никогда не болеет и долго живет.

Узнали много интересного про необычные свойства лимона, его применение в кулинарии, быту, косметике. Провели индивидуальные мини – сообщения на темы: Какой опыт мне больше всего понравился», Лимон помощник». «Вкусная еда» и т. п.

Провели эксперименты и узнали про удивительные свойства лимона. Пополнили словарный запас новыми терминами: кислота, реакция, сода, воздух, окисление, углекислый газ.

13 слайд

Правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в по-знании окружающего мира.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

14 слайд

Интернет-источники:

1.https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-razvitie-lyuboznatelnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

2.https://kladraz.ru/blogs/natalja-egorovna-golovach/poznavatelnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

3. https://xreferat.com/71/4706-1-razvitie-poznavatel-nyh-interesov-u-doshkol-nikov.html

4. https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/145/6800/

5. https://cdo.mpgu.edu/wp-content/uploads/2014/09/Avtoreferat-Berezinoy-YU.YU. pdf

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/05/24/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo

7. https://doshkolnik.ru/pedagogika/8795-progect.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста Выступление Слайд 2 На свете есть много профессий различных И в каждой есть прелесть своя. Но всех благородней, милее и краше Есть та,.

Центр природы, как средство воспитания самостоятельности и положительного отношения к труду младших дошкольниковЦентр природы, как средство воспитания самостоятельности и положительного отношения к труду младших дошкольников На четвёртом году жизни у детей повышается активность и целенаправленность действий, разнообразнее становятся движения. Воспитанники овладевают.

Консультация для родителей «Воспитание положительного отношения к труду у малышей» Ребенок проводит в дошкольном учреждении значительную часть времени, поэтому хотелось бы, чтобы детский сад стал для него вторым домом,.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» 2015–2016 г. г. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников». Пояснительная записка..

Урок по окружающему миру в четвертом классе «Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье» Урок № 47-48 Дата: Тема: Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье. Цели и задачи: Способствовать пониманию взаимоотношений детей.

Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к физическому труду» «Воспитание положительного отношения к физическому труду, в век информатизации, технического прогресса и компьютерной грамотности дошкольников».

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Мастер-класс Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 18:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру» (включая файлы) размещена пользователем Алла Тимошенко (УИ 213697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД