Юлия Мозжилина
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
По теме:
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
МДОУ «Детский сад № 4»
Воспитателя Мозжилиной Ю. В.
г. Саратов 2022-2023 уч. год
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Таким образом я сформулировала для себя
цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Повысить уровень педагогического мастерства
• Изучить учебную и научно-педагогическу литературу по исследовательской деятельности и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Раздел плана
Сроки выполнен
Форма работы. Этапы работы
Практические результаты
Изучение методической литературы и интернет ресурсов
Сентябрь
Самостоятельная деятельность педагога.
1. изучила литературу по данной теме.
(Изучила традиционные методики, современный взгляд на проблему.)
2. Просмотрела сайты других педагогов ДОУ и опыт их работы по данной теме.
Изучила дополнительную литературу:
1. Рыжова Л. В. : Методика детского экспериментирования из-во : Детство-Пресс 2017г.
2. Дмитриева Е. А. :Детское экспериментирование. Карты и схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Из-во: Сфера,2018г.
3. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду. Принцип построения,советы, рекомендации. сост. Н,В. Нищева. _Спб., «Детство-Пресс 2018г.
4. Дыбина О. В. ,Рахманова Н. П. ,Щетина В. В. «Неизведанное рядом».,2004г.
5. Горошилова, Шлык: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 5-7лет. Из-во: Детство-Пресс 2018г.
Изучила опыт работы педагогов на сайте: maam.ru, htt ://nsportal.ru/
.
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс
Октябрь-ноябрь
Совместная работа с педагогом- напарником
1. Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
2. Подбор пособий и наглядного материала, создала картотеку (дидактических, настольно -печатных игр и др.)
3. Разработала современный план работы группы по месяцам (по теме самообразования)
1. Выбрала методы работы с детьми:
Словесный метод
(Рассказ, беседа, инструктаж и др.)
Практический метод
(выполнение с поощью взрослого (частично и самостоятельно)
Наглядный метод
Иллюстрирование, показ, предъявление материала.
2. Изготовила : дидактические игры попознавательному развитию( «из чего что сделано?», «Где прячется вода?», «Волшебные рукавички».);
-дидактические пособия : : картотек опытов и экспериментов для старших дошкольников :
-Воздух
-песок и глина
-вода
-алгоритм проведения опытов и экспериментов
-правила безопасности при проведении опытов.
План работы на декабрь-май 2022-2023 года
Внедрение разработанного плана в педагогический процесс
декабрь
Совместная работа с детьми во всех видах деятельности
Провела Экспериментирование с водой
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; познакомила со свойствами воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, вода растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоемов.
Развивала навыки проведения лабораторных опытов:
Закрепила умение работать с прозрачной посудой, стеклянными стаканчиками, палочками.
Закрепляла умение работать с незнакомыми растворами, соблюдая необходимые меры безопасности.
Развивала социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать собственное мнение, доказывая его.
Прививала бережное отношение к воде. Активизировала и обогащала словарь детей существит., прилаг., глаголами.
Внедрение разработанного плана в педагогический процесс
Январь,февраль-март
Совместная работа с детьми
Провела экспериментирование с воздухом
Цель : Развивать познавательную активность детей, инициативность, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы, уточнить понятие детей о том, что воздух- это не «невидимка» ,а газ; расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты
Можно ли поймать воздух
Буря в стакане воды
Попробуем взвесить воздух
Сухой из воды
Чем пахнет воздух
Подготовила консультацию для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Магнит и его свойства. Экпериментирование с магнитом
Цель: Познакомить детей с понятием магнит, Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками.
Анализ работы по самообразованию
апрель-май
Отчет результатах работы по самообразованию
Провела
Экспериментирование с песком
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Эксперименты и опыты
Песок, свойства мокрого песка, де вода?
Опубликовала на сайте маам. ру презентацию или проделанную работу по теме самообразования.
Закрепление изученного материала в процессе самообразования.
Июнь-август
Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период).
Продолжить работу по познаватель
ному развитию детей.
Распространить опыт работы через интернет сайты, статьи в периодических
изданиях.