Елена Маренова
«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по теме
«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «„Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшей группы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла;
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
• Природный материал;
• Разные виды бумаги;
• Прочие материалы.
(Данный пункт разработан на основе статьи Г. П. Ткгкшевой, А. Е. Чистяковой «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика» (Зима -2001)
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц Тема Цель Вывод
сентябрь Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка» Познакомить детей со свойствами песка. Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
октябрь Фокусы с магнитами. Расширить знания о магнитах, познакомить со свойствами магнитов. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Магниты притягивают к себе металлические предметы, но не все.
ноябрь Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега» Познакомить детей со свойствами снега. Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Декабрь Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда» Познакомить со свойствами льда. Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен»
январь Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры»
Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
февраль Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода» Познакомить детей со свойствами воды. Лёд и снег – это тоже вода.
март «Как растут цветы из семян» Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.
апрель Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики» Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево)
Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет) Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет.
май Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик» Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов От блестящих предметов свет отражается, т. е. можно «поймать» солнечного зайчика.