Ирина Владимировна Панкова
Организация экспериментальной деятельности в целях развития познавательного интереса у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Организация экспериментальной деятельности в старшей группе
в целях развития познавательного интереса.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности в целях развития познавательного интереса у детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
И для того, чтобы ребенок, как можно лучше познал мир, я провожу работу по экспериментальной деятельности. Основной задачей при изучении отдельных тем, проведении наблюдений, оказалось умение сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т. е. упорядочивать свои представления о мире.
Процесс познания - творческий процесс, и передо мной встала задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытия, создать необходимые для этого условия.
В нашей группе я разработала и собрала картотеку занимательные опыты. К каждому опыту сделала схему - рисунок, который показывает наглядно: какой материал, описание опыта и вывод.
Также экспериментальную деятельность спланировала по месяцам.
В весенние месяцы: март, апрель, знакомство детей с "неживой природой", воздух, вода, твердое тело.
Для практической экспериментальной деятельности детей была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитателями группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интересе к экспериментальной деятельности, кроме традиционного уголка природы, в группе была оборудована и постепенно оснащается детская экспериментальная лаборатория "Почемучка", где представлены различные материалы для исследования.
Совместно с родителями производилось оснащение детской экспериментальной лаборатории :
• Приборы - помощники: лупа, песочные часы, ситечки, колбочки, фильтры, лакмусовые бумажки.
• Природный материал : камешки, глина, песок, шишки, перья.
• Прочие материалы: воздушные шарики, соль, сахар, чайная сода, газированная вода, веер.
• Подборка энциклопедий и литературы:
1. "Из чего всё сделано?" рассказы о веществе. Стрельщикова
2. Мир вокруг нас "Росмэн"
3. Детская энциклопедия Махаон "Открытия и изобретения" и др.
• Для проведения опытов были изготовлены фартуки, для выполнения правил безопасности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. На прогулке мы решаем другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить в ладошку и как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать. "
Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, я с детьми в марте месяце проводила различные опыты с водой.
Например:
Игра: "Тонет- не тонет"
Задача: Познакомить детей со свойством жидкостей на примере воды.
Описание: В ванночку с водой опустить различные по весу предметы (камешки, теннисный мячик, пёрышко, пластмассовую пуговку и т. д.) Объяснить причину плавания одних тел и опускания на дно других.
Вывод: Свойство воды - выталкивать более легкие предметы.
Для мотивации интереса детей к экспериментированию в нашей лаборатории живут сказочные герои: Любознательная Лягушка и Мудрый Еж. Эти животные участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи. Так же Мудрый Еж составил правила работы с различными материалами, и загадывает загадки, а подсказки в иллюстрациях.
Так как реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для этого я провела консультацию на тему: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", где были даны рекомендации по вопросам: что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию, какие можно провести эксперименты дома с детьми. Наши родители принимают активное участие в организации уголка экспериментирования "Почемучка". Шашкова, Кирпичева, Назарова, Курочкина помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием.