Людмила Эргарт
Проектная деятельность, как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образовательного процесса подняла планку профессиональных требований к педагогам, чтобы соответствовать современным требованиям я начала работать по методу проектов.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию по интересующей проблеме, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Родители воспитанников становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Публикация «Проектная деятельность, как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Я считаю, что метод проектов – это предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, стержнем которой является исследовательская, познавательная и продуктивная деятельность детей.
Для меня проектная деятельность – это решение видимых проблем в детском коллективе, коррекция недостатков знаний, знакомство с новыми возможностями решения различных ситуаций. Проект дает возможность организовать работу с детьми, родителями, специалистами таким образом, чтобы сплотить участников проекта, через взаимодействие друг с другом, что соответствует требованиям ФГОС.
Цель моей работы - развивать у детей познавательный интерес и самостоятельную активность через проектную деятельность.
Задачи моей работы:
- поддерживать и развивать самостоятельную и познавательную деятельность детей, используя метод проектов;
- развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка, расширяя кругозор;
-формировать у дошкольников умения наблюдать, слушать и анализировать;
-обучать сотрудничеству, учить детей добиваться единой цели, работая в группе.
Использование проекта начинается с видимой проблемы в группе. Используя метод «Трех вопросов» : Что знаем? Что хотим узнать? Откуда узнаем? мы понимаем, каких знаний нам не хватает, что мы уже знаем, и как и где мы сможем эти знания получить.
После этого мы разбиваем проект на темы, которые сможем реализовать, последовательно используя метод «Паутинки» : Здесь мы обозначаем названия тем, которые нам необходимо изучить.
Детские проекты по которым мы работаем классифицируются по тематике:
• Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.
• Игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
• Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах.
Новые знания, получаемые в ходе реализации проектов, дети активно используют в повседневной жизни. Такие знания запоминаются, становятся опытом, их можно развивать и добиваться более серьезных результатов.
Проектная деятельность дала возможность нашим детям проявлять самостоятельность, интересоваться, мыслить, задавать вопросы и получать на них ответы.
Чтобы проекты стали интересным и насыщенным, мы просили помощи у родителей они совместно с детьми рисовали рисунки, делали поделки, писали сообщения, читали книги, делились собственными знаниями. Дети получили богатейший опыт, когда выполняли работу с родителями: будь то экспериментально – опытная деятельность, или совместное прочтение книги.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ развивающую предметно - пространственную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Для выполнения каждого нового проекта нам было необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
Работая по комплексно- тематическому планированию возникли следующие проекты :
Овощи и фрукты -витаминные продукты"
Цель работы по проекту было расширение представлений о пользе витаминов для человека и их роли в сохранении и укреплении здоровья.
В преддверии праздника Масленица нами реализован проект "Проводы зимы" цель этой работы была направлена на формирование представлений о народном русском обрядовом празднике "Масленица"
Ко дню празднования "Дня Победы" мы реализовали проект
"День Воинской Славы России" направленный на формирование у дошкольников чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.
Для поддержания у детей интереса к окружающему миру нами был реализован проект "Наш любимый огород", цель которого была вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов и овощей. С этой работой я участвовала в ежемесячном всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка» на лучший детский проект и заняла второе место.
Так же мы начали работу по реализации педагогических проектов. На данный момент мы работаем с двумя проектами :
«Формирование у дошкольников элементарных математических
представлений через дидактические игры».
Цель которого: использование дидактических игр для формирования познавательного интереса и формирование элементарных математических представлений у дошкольников. К проекту совместно с детьми были созданы дидактические игры, которые заняли на всероссийских конкурсах третьи и вторые места.
Нас заинтересовала идея по воплощению в жизнь очень интересного проекта : «Правила нашей группы».
Цель проекта : формирование осознанного поведения дошкольников в коллективе и создание дружеской атмосферы. В наших планах на будущее реализовать текущие проекты, развивать проектную деятельность, помогать детям, самостоятельно находить способы выполнения поставленных перед собой задач.