Папки-передвижки

Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Берестова
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства пед. работников в области разработки инновационных технологий

Введение.

XXI век - век технологий и информации. Воздействию этих веяний подвержены и взрослые и дети. Мы привыкли получать информацию из СМИ, интернета. Чтение художественной литературы кануло в лету, а на смену пришло чтение новостей в сети Интернет. К сожалению, и наши дети забывают, что есть книги, а предпочитают социальные сети и просмотр телепередач и мультипликационных фильмом, как в сети Интернет, так по телевидению. Этим явлениям подвержены все, не исключая детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. А ведь внутренний мир ребенка-дошкольника еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Поэтому телевидение – это не только времяпровождения, но и средство воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Публикация «Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности детей, развития их познавательных интересов. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения воспитания. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. А так как становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Включая в себя интеллектуальный, эмоциональный аспекты, просмотр мультипликационных фильмов направлен не только на усвоение информации, но и на переживание ребенком происходящего на экране, что способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому целью нашей работы стало изучение и опробирование использования мультфильмов в образовательном процессе дошкольных учреждений как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что мультипликационные фильмы будут способствовать развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу работы составляют:

- комплекс научных идей А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др., рассматривающих познавательный интерес как эмоционально - познавательное переживание;

- методические исследования Е. Е. Соловьевой, А. М. Гельмонт, А. А. Степанова, А. И. Космоденьянской, Ю. Ю. Березиной описавших использование мультипликационных фильмов в педагогическом процессе ДОУ.

Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

В основе нашей работы гипотеза, согласно которой мультипликационные фильмы будут способствовать развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, при следующих педагогических условиях:

-воспитатель проводит тщательный отбор и систематизацию мультфильмов познавательной направленности;

- мультфильмы используются как в контексте НОД, так и свободной самостоятельной деятельности;

- воспитатель закрепляет увиденное, в процессе включения детей в систему поисковых действий.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи, решаемые в процессе работы:

1. Исследовать проблему развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

3. Описать методику использования мультипликационных фильмов для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования мультипликационных фильмов в ДОУ.

Становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Включая в себя интеллектуальный, эмоциональный аспекты, просмотр мультипликационных фильмов направлен не только на усвоение информации, но и на переживание ребенком происходящего на экране, что способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию. Детям нравится смотреть мультипликационные фильмы, но не все что они смотрят несет в себе положительно – эмоциональную и интеллектуальную информацию. Почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры – лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. К. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.

Таким образом, все исследователи и психологи сходятся на мысли, что телевидение и мультипликацию нужно рассматривать как средство, применяемое в целях обучения. Опираясь на комплекс научных идей А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др., рассматривающих познавательный интерес как эмоционально - познавательное переживание; на методические исследования Е. Е. Соловьевой, А. М. Гельмонт, А. А. Степанова, А. И. Космоденьянской, Ю. Ю. Березиной описавших использование мультипликационных фильмов в педагогическом процессе ДОУ, мы используем мультикапликационные фильмы для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Мы провели систематизацию мультфильмов обучающей направленности и широко используем их в образовательном процессе ДОУ. У детей, как показывает опыт, существенно изменяет процесс восприятия информации. Под влиянием переданной информации с экрана у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.

Известно, что познавательная деятельность органически переплетется с эмоциональной, что способствует созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас этих представлений значительно обогащаться еще в связи с тем, что изображение всегда подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании ребенка-дошкольника. Наши наблюдения и практика работы с детьми показали, что материал, поданный с экрана, запоминается ребенком быстрее, сохранится и будет воспроизводиться точнее, чем в обычных условиях обучения.

Таким образом, мы считаем, что мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, потому что именно мультфильмы, помимо других средств, используемых воспитателем, направлены на развитие природного познавательного интереса ребенка.

Начиная нашу работу в ДОУ, мы провели анкетирование родителей, беседы с воспитателями, стандартизированное наблюдение за детьми. Попытались изучить предпочтения родителей и детей в выборе мультипликационных фильмов, уровень познавательного интереса у детей.

В анкетировании родителей нас интересовала широкая и обобщающая картина того, что смотрят современные дети дошкольного возраста. Целью анкетирования стало выявление предпочтений родителей и детей старшего дошкольного возраста при выборе мультипликационных фильмов. Анкета представлена в приложении А.

В определении уровня познавательного интереса, мы опирались на статью Ю. Ю. Березиной «Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» [ 2]. Автор статьи выделяет критерии развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Данная классификация критериев включает в себя позиции: основные составляющие познавательного интереса, показатели его проявлений и стадии развития данных проявлений. Именно на эти критерии мы обращали внимание в процессе опытно – экспериментальной работы.

Таблица 1

Критерии развития познавательного интереса в дошкольном возрасте

Составляющая

познавательного интереса

Показатели проявлений

Стадии развития проявлений

Интеллектуальная -возникновение

познавательных вопросов;

-обращенность к изучаемому объекту;

-представления об окружающем I.Представления бессистемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера.

II.Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета, конкретизация и усложнение познавательных вопросов.

III. Представления системны; наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно – следственных связей; возникновение познавательных вопросов причинно – следственного характера, рассуждений

Эмоционально - волевая - проявление эмоций, связанных с познанием;

- активность и самостоятельность в преодолении трудностей;

- сосредоточенность и внимание к познавательной информации

I. Познавательная инертность; уход от деятельности в случае затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание.

II. Познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально - познавательное отношение к деятельности.

III. Высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально - познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности.

Процессуальная - исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач;

- стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи;

- обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности;

- проявление умений вступать в диалог по поводу познания I. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности.

II. Обращенность на постановку целей или задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач.

III. Обращенность не процесс познавательной деятельности; интерес к преобразовательной и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач.

Провели стандартизированное наблюдение (приложение Б) и анкетирование родителей (приложение В). В результате мы выявили первоначальный уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, выявили какие мультфильмы детям нравятся больше, и приступили к внедрению мультипликационных фильмов в образовательный процесс ДОУ.

При определении задач, содержания, форм и методов обучения на занятиях с использованием мультипликационных фильмов, так же как в руководстве продуктивно – исследовательской (экспериментальной) деятельности детей, необходимо правильно создавать условия для развития познавательной активности детей, формирования их познавательных интересов, учитывать гигиенические требования к просмотру телевизионных передач, мультфильмов в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 (приложение Г). На основе чувственных впечатлений и простейших обобщений следует систематически формировать представления и о том, чего непосредственно сельские дети не видят, но о чём узнают из рассказов взрослых, книг и картинок, кино и телевидения.

Одним из важных условий, в большой степени определяющим успех учебной работы с детьми на занятиях, является знание воспитателем «Программы воспитания в детском саду» и Федерального Государственного Образовательного Стандарта. При отборе программного содержания занятий и определении конкретных знаний и умений необходимо использовать материал, вызывающий эмоциональный отклик у детей, который понятен и несет элемент новизны, неожиданности. Таким элементом новизны и неожиданности в образовательной деятельности дошкольного учреждения, мы считаем использование мультипликации. Дети в ходе просмотра мультфильма будут вовлечены и заинтересованы, их будет увлекать сюжетная линия. Материал, переданный с экрана телевизора знакомыми персонажами, будет запоминаться лучше и вызывать эмоциональную отзывчивость.

В группе согласно гигиенических требований был установлен телевизор для просмотра мультипликационных фильмов в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста. Был проведен тщательный отбор мультфильмов познавательной направленности, итогом стал составленный рейтинг последних:

1. «Смешарики. Азбука безопасности»;

2. «Смешарики. Азбука здоровья»;

3. «Смешарики. Пин – код»;

4. «Фиксики»;

5. «Лунтик» (4,5.6 и 7 сезоны);

6. «Даша – следопыт»;

7. «Смешарики. Мир без насилия»;

8. «Советы тетушки Совы».

Просмотр этой мультипликации был включен в изучение определенных тем. Так, например, при изучении правил дорожного движения мы использовали мультипликационный фильм «Смешарики. Азбука безопасности». Для закрепления полученных знаний, мы в продуктивной деятельности совместно с детьми создали в группе зону дорожного движения. Особенно с большим интересом был воспринят фоновый рисунок дорог для зоны, так как на нем были изображены персонажи – смешарики. Изученные дорожные знаки были оформле в альбом, который находится в этой зоне, и всегда доступен детям для просмотра. Закрепление знаний о дорожных знаках также были закреплены в рисунках детей. После просмотра мультфильма, в свободной деятельности чаще стали наблюдаться игры в зоне дорожного движения. А итогом изучения данной темы стал праздник «Незнайка в стране правил дорожного движения» организованный совместными силами воспитателя, музыкального руководителя.

При изучении тем связанных с качествами, свойствами предметов мы использовали мультипликационные фильмы «Фиксики», «Смешарики. Пин – код». Здесь для закрепления полученных знаний мы использовали продуктивно – исследовательскую деятельность. Стимулированием детей к экспериментированию в группе стала развивающая среда, так как стала интересной, наполненной и помогала самостоятельному поисковому развитию ребенка. Этим стимулом в развивающей среде стала зона для экспериментирования. В группе мы оборудовали мини - лабораторию, укомплектовали всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и не живой природы, емкости с песком, водой и сыпучими продуктами, всем необходимым, что может стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста). Зона экспериментирования располагается в удобном и доступном для детей месте и всегда открыта для свободного доступа детей, соответствует нормам безопасности здоровью детей. В нее мы постоянно вносили элементы новизны, что стимулировало познавательную активность детей. В этой зоне всегда наблюдалось большое количество детей и воспитателю иногда приходилось регулировать отношения детей и организовывать экспериментальную деятельность, не только в процессе занятий, но и в свободной деятельности.

В изучении качеств и свойств предметов мы опирались на мультипликационные фильмы из серий «Фиксики», «Смешарики. Пин –код», «Лунтик» (6 сезон). Так после просмотра серий о магните, мы закрепили полученные знания в продуктивно – исследовательской деятельности, где сравнили качества и свойства мела, угля, металла. В экспериментировании мы сравнивали такие качества как хрупкость, способность растворяться в воде, магнитизм. Дети поделились на три группы и решили, какая группа какое вещество после исследования будет описывать. Результаты исследований веществ дети заносили в таблицу. Хрупкость мы проверили молоточками, где дети усвоили, что мел и уголь достаточно легко ломаются под воздействием силы, а магнит остался не изменен. Затем раскрошившееся вещество, мы пробовали растворить в емкостях с водой. Этот пункт нашего исследования веществ, помог усвоить детям, что мел и уголь могут растворяться в воде, а магнит утонул. При изучении магнитизма, дети увидели, что из этих веществ, способностью притягивать другие металлические предметы обладает только магнит. Проведя исследование веществ, по одному представителю от группы рассказали о выбранном в начале эксперимента веществе. Например, мел хрупкий, он ломается при воздействии на него молотком, мелкие частицы мела способны растворятся в воде, и он не может притягивать металлические предметы.

Беседуя о здоровом образе жизни и витаминах нашим помощником был мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья» и «Смешарики. Пин – код». В – первом случае, мы рассмотрели значимость соблюдения гигиенических процедур, как помочь себе, если ты замерз. Историческую справку о появлении антибиотиков и появлении искусственных витаминов нам поведали персонажи мультфильма «Смешарики. Пин – код». В закреплении знаний мы провели сравнение лимона, апельсина. Где дети размышляли, почему апельсин - оранжевый, а лимон – желтый. Сравнивали вкусы фруктов, вспоминали как можно в лечебных целях использовать эти фрукты, опираясь на свой жизненный опыт.

В ходе нашей работы можно отметить, что дети воспринимали мультфильмы с большой непосредственностью и заинтересованностью. Они активно сопереживали событиям на экране, что проявлялось в мимике, жестах, движении, возгласах. Происходило это по причине глубокого увлечения происходящим на экране и восприятием этого как реальной действительности. Дети чаще стали задавать дополнительные вопросы, самостоятельно высказывать свое мнение, давать оценку поступкам героев.

Через полгода нашей работы проверили повторное анкетирование родителей, беседу с воспитателем, стандартизированное наблюдение. Анкетирование показало, что родители стали внимательнее относится к тому, что смотрит их чадо дома, стали контролировать продолжительность просмотра и анализировать мультфильм с целью выявления вреда или пользы для ребенка. Родители перестали считать мультфильм средством развлечения, увидели способность обучать и воспитывать. Стандартизированное наблюдение показало, что дети стали стремится больше выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов. В процессе обучения наблюдалась познавательная активность, проявление самостоятельности, интерес к различным способам решения поставленных образовательных задач. У детей существенно изменился процесс восприятия информации. Под влиянием информации с экрана увеличилось количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.

Таким образом, телевидение и мультипликацию можно и нужно рассматривать, как средство, применяемое в целях обучения. Опираясь на исследования и практический результат нашей опытно – исследовательской работы использовать мультипликационные фильмы для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

В настоящее время использование технических искусств в дошкольных учреждениях вызывает определенные трудности. Но мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, помимо других средств, используемых воспитателем, потому что именно мультфильм направлен на развитие природного познавательного интереса ребенка. Познавательная деятельность органически переплетется с эмоциональной, что будет способствовать созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас этих представлений значительно обогащаться еще в связи с тем, что изображение подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании ребенка – дошкольника. Наши наблюдения и практика работы с детьми показали, что материал, поданный с экрана, запоминается ребенком быстрее, сохраняется в памяти и воспроизводится точнее, чем в обычных условиях работы.

Таким образом, мы считаем, что мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе в дошкольных учреждениях.

Библиографический список

1. Aрхипцева, В. С. Телевидение и дети / В. С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007. – № 8 – С. 54–56

2. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Березина Ю. Ю. //Теория и практика общественного развития. -2013.-№8.-с. 192-195

3. Гельмонт А. В. О педагогических требованиях к учебным кинофильмам для школ//Изв. АПН РСФСР. 1963. Вып. 128. С. 50—61.

4. Куликова Т. В. О воспитании детей познавательных интересов (текст / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. -1976.-№9.-с. 38-42)

5. Смирнова Е. О. Все начинается с мультиков//Химия и жизнь – ХХIв. – 2013. -№1. С. 32-33

6. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2013. – 128с (библиотека воспитателя).

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса «Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников» Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической.

ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет Автореферат Слайд 1. Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО.

Использование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Актуальность использования судоку заключается в том, что познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Слайд № 1 На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, к педагогичеким условиям реализации образовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 09:54
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Берестова (УИ 1054140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД