Наталья Берестова
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства пед. работников в области разработки инновационных технологий
Введение.
XXI век - век технологий и информации. Воздействию этих веяний подвержены и взрослые и дети. Мы привыкли получать информацию из СМИ, интернета. Чтение художественной литературы кануло в лету, а на смену пришло чтение новостей в сети Интернет. К сожалению, и наши дети забывают, что есть книги, а предпочитают социальные сети и просмотр телепередач и мультипликационных фильмом, как в сети Интернет, так по телевидению. Этим явлениям подвержены все, не исключая детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. А ведь внутренний мир ребенка-дошкольника еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Поэтому телевидение – это не только времяпровождения, но и средство воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Публикация «Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности детей, развития их познавательных интересов. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения воспитания. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. А так как становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Включая в себя интеллектуальный, эмоциональный аспекты, просмотр мультипликационных фильмов направлен не только на усвоение информации, но и на переживание ребенком происходящего на экране, что способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Поэтому целью нашей работы стало изучение и опробирование использования мультфильмов в образовательном процессе дошкольных учреждений как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что мультипликационные фильмы будут способствовать развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу работы составляют:
- комплекс научных идей А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др., рассматривающих познавательный интерес как эмоционально - познавательное переживание;
- методические исследования Е. Е. Соловьевой, А. М. Гельмонт, А. А. Степанова, А. И. Космоденьянской, Ю. Ю. Березиной описавших использование мультипликационных фильмов в педагогическом процессе ДОУ.
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
В основе нашей работы гипотеза, согласно которой мультипликационные фильмы будут способствовать развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, при следующих педагогических условиях:
-воспитатель проводит тщательный отбор и систематизацию мультфильмов познавательной направленности;
- мультфильмы используются как в контексте НОД, так и свободной самостоятельной деятельности;
- воспитатель закрепляет увиденное, в процессе включения детей в систему поисковых действий.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи, решаемые в процессе работы:
1. Исследовать проблему развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
3. Описать методику использования мультипликационных фильмов для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования мультипликационных фильмов в ДОУ.
Становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Включая в себя интеллектуальный, эмоциональный аспекты, просмотр мультипликационных фильмов направлен не только на усвоение информации, но и на переживание ребенком происходящего на экране, что способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию. Детям нравится смотреть мультипликационные фильмы, но не все что они смотрят несет в себе положительно – эмоциональную и интеллектуальную информацию. Почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры – лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. К. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.
Таким образом, все исследователи и психологи сходятся на мысли, что телевидение и мультипликацию нужно рассматривать как средство, применяемое в целях обучения. Опираясь на комплекс научных идей А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др., рассматривающих познавательный интерес как эмоционально - познавательное переживание; на методические исследования Е. Е. Соловьевой, А. М. Гельмонт, А. А. Степанова, А. И. Космоденьянской, Ю. Ю. Березиной описавших использование мультипликационных фильмов в педагогическом процессе ДОУ, мы используем мультикапликационные фильмы для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Мы провели систематизацию мультфильмов обучающей направленности и широко используем их в образовательном процессе ДОУ. У детей, как показывает опыт, существенно изменяет процесс восприятия информации. Под влиянием переданной информации с экрана у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.
Известно, что познавательная деятельность органически переплетется с эмоциональной, что способствует созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас этих представлений значительно обогащаться еще в связи с тем, что изображение всегда подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании ребенка-дошкольника. Наши наблюдения и практика работы с детьми показали, что материал, поданный с экрана, запоминается ребенком быстрее, сохранится и будет воспроизводиться точнее, чем в обычных условиях обучения.
Таким образом, мы считаем, что мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, потому что именно мультфильмы, помимо других средств, используемых воспитателем, направлены на развитие природного познавательного интереса ребенка.
Начиная нашу работу в ДОУ, мы провели анкетирование родителей, беседы с воспитателями, стандартизированное наблюдение за детьми. Попытались изучить предпочтения родителей и детей в выборе мультипликационных фильмов, уровень познавательного интереса у детей.
В анкетировании родителей нас интересовала широкая и обобщающая картина того, что смотрят современные дети дошкольного возраста. Целью анкетирования стало выявление предпочтений родителей и детей старшего дошкольного возраста при выборе мультипликационных фильмов. Анкета представлена в приложении А.
В определении уровня познавательного интереса, мы опирались на статью Ю. Ю. Березиной «Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» [ 2]. Автор статьи выделяет критерии развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Данная классификация критериев включает в себя позиции: основные составляющие познавательного интереса, показатели его проявлений и стадии развития данных проявлений. Именно на эти критерии мы обращали внимание в процессе опытно – экспериментальной работы.
Таблица 1
Критерии развития познавательного интереса в дошкольном возрасте
Составляющая
познавательного интереса
Показатели проявлений
Стадии развития проявлений
Интеллектуальная -возникновение
познавательных вопросов;
-обращенность к изучаемому объекту;
-представления об окружающем I.Представления бессистемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера.
II.Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета, конкретизация и усложнение познавательных вопросов.
III. Представления системны; наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно – следственных связей; возникновение познавательных вопросов причинно – следственного характера, рассуждений
Эмоционально - волевая - проявление эмоций, связанных с познанием;
- активность и самостоятельность в преодолении трудностей;
- сосредоточенность и внимание к познавательной информации
I. Познавательная инертность; уход от деятельности в случае затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание.
II. Познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально - познавательное отношение к деятельности.
III. Высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально - познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности.
Процессуальная - исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач;
- стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи;
- обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности;
- проявление умений вступать в диалог по поводу познания I. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности.
II. Обращенность на постановку целей или задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач.
III. Обращенность не процесс познавательной деятельности; интерес к преобразовательной и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач.
Провели стандартизированное наблюдение (приложение Б) и анкетирование родителей (приложение В). В результате мы выявили первоначальный уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, выявили какие мультфильмы детям нравятся больше, и приступили к внедрению мультипликационных фильмов в образовательный процесс ДОУ.
При определении задач, содержания, форм и методов обучения на занятиях с использованием мультипликационных фильмов, так же как в руководстве продуктивно – исследовательской (экспериментальной) деятельности детей, необходимо правильно создавать условия для развития познавательной активности детей, формирования их познавательных интересов, учитывать гигиенические требования к просмотру телевизионных передач, мультфильмов в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 (приложение Г). На основе чувственных впечатлений и простейших обобщений следует систематически формировать представления и о том, чего непосредственно сельские дети не видят, но о чём узнают из рассказов взрослых, книг и картинок, кино и телевидения.
Одним из важных условий, в большой степени определяющим успех учебной работы с детьми на занятиях, является знание воспитателем «Программы воспитания в детском саду» и Федерального Государственного Образовательного Стандарта. При отборе программного содержания занятий и определении конкретных знаний и умений необходимо использовать материал, вызывающий эмоциональный отклик у детей, который понятен и несет элемент новизны, неожиданности. Таким элементом новизны и неожиданности в образовательной деятельности дошкольного учреждения, мы считаем использование мультипликации. Дети в ходе просмотра мультфильма будут вовлечены и заинтересованы, их будет увлекать сюжетная линия. Материал, переданный с экрана телевизора знакомыми персонажами, будет запоминаться лучше и вызывать эмоциональную отзывчивость.
В группе согласно гигиенических требований был установлен телевизор для просмотра мультипликационных фильмов в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста. Был проведен тщательный отбор мультфильмов познавательной направленности, итогом стал составленный рейтинг последних:
1. «Смешарики. Азбука безопасности»;
2. «Смешарики. Азбука здоровья»;
3. «Смешарики. Пин – код»;
4. «Фиксики»;
5. «Лунтик» (4,5.6 и 7 сезоны);
6. «Даша – следопыт»;
7. «Смешарики. Мир без насилия»;
8. «Советы тетушки Совы».
Просмотр этой мультипликации был включен в изучение определенных тем. Так, например, при изучении правил дорожного движения мы использовали мультипликационный фильм «Смешарики. Азбука безопасности». Для закрепления полученных знаний, мы в продуктивной деятельности совместно с детьми создали в группе зону дорожного движения. Особенно с большим интересом был воспринят фоновый рисунок дорог для зоны, так как на нем были изображены персонажи – смешарики. Изученные дорожные знаки были оформле в альбом, который находится в этой зоне, и всегда доступен детям для просмотра. Закрепление знаний о дорожных знаках также были закреплены в рисунках детей. После просмотра мультфильма, в свободной деятельности чаще стали наблюдаться игры в зоне дорожного движения. А итогом изучения данной темы стал праздник «Незнайка в стране правил дорожного движения» организованный совместными силами воспитателя, музыкального руководителя.
При изучении тем связанных с качествами, свойствами предметов мы использовали мультипликационные фильмы «Фиксики», «Смешарики. Пин – код». Здесь для закрепления полученных знаний мы использовали продуктивно – исследовательскую деятельность. Стимулированием детей к экспериментированию в группе стала развивающая среда, так как стала интересной, наполненной и помогала самостоятельному поисковому развитию ребенка. Этим стимулом в развивающей среде стала зона для экспериментирования. В группе мы оборудовали мини - лабораторию, укомплектовали всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и не живой природы, емкости с песком, водой и сыпучими продуктами, всем необходимым, что может стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста). Зона экспериментирования располагается в удобном и доступном для детей месте и всегда открыта для свободного доступа детей, соответствует нормам безопасности здоровью детей. В нее мы постоянно вносили элементы новизны, что стимулировало познавательную активность детей. В этой зоне всегда наблюдалось большое количество детей и воспитателю иногда приходилось регулировать отношения детей и организовывать экспериментальную деятельность, не только в процессе занятий, но и в свободной деятельности.
В изучении качеств и свойств предметов мы опирались на мультипликационные фильмы из серий «Фиксики», «Смешарики. Пин –код», «Лунтик» (6 сезон). Так после просмотра серий о магните, мы закрепили полученные знания в продуктивно – исследовательской деятельности, где сравнили качества и свойства мела, угля, металла. В экспериментировании мы сравнивали такие качества как хрупкость, способность растворяться в воде, магнитизм. Дети поделились на три группы и решили, какая группа какое вещество после исследования будет описывать. Результаты исследований веществ дети заносили в таблицу. Хрупкость мы проверили молоточками, где дети усвоили, что мел и уголь достаточно легко ломаются под воздействием силы, а магнит остался не изменен. Затем раскрошившееся вещество, мы пробовали растворить в емкостях с водой. Этот пункт нашего исследования веществ, помог усвоить детям, что мел и уголь могут растворяться в воде, а магнит утонул. При изучении магнитизма, дети увидели, что из этих веществ, способностью притягивать другие металлические предметы обладает только магнит. Проведя исследование веществ, по одному представителю от группы рассказали о выбранном в начале эксперимента веществе. Например, мел хрупкий, он ломается при воздействии на него молотком, мелкие частицы мела способны растворятся в воде, и он не может притягивать металлические предметы.
Беседуя о здоровом образе жизни и витаминах нашим помощником был мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья» и «Смешарики. Пин – код». В – первом случае, мы рассмотрели значимость соблюдения гигиенических процедур, как помочь себе, если ты замерз. Историческую справку о появлении антибиотиков и появлении искусственных витаминов нам поведали персонажи мультфильма «Смешарики. Пин – код». В закреплении знаний мы провели сравнение лимона, апельсина. Где дети размышляли, почему апельсин - оранжевый, а лимон – желтый. Сравнивали вкусы фруктов, вспоминали как можно в лечебных целях использовать эти фрукты, опираясь на свой жизненный опыт.
В ходе нашей работы можно отметить, что дети воспринимали мультфильмы с большой непосредственностью и заинтересованностью. Они активно сопереживали событиям на экране, что проявлялось в мимике, жестах, движении, возгласах. Происходило это по причине глубокого увлечения происходящим на экране и восприятием этого как реальной действительности. Дети чаще стали задавать дополнительные вопросы, самостоятельно высказывать свое мнение, давать оценку поступкам героев.
Через полгода нашей работы проверили повторное анкетирование родителей, беседу с воспитателем, стандартизированное наблюдение. Анкетирование показало, что родители стали внимательнее относится к тому, что смотрит их чадо дома, стали контролировать продолжительность просмотра и анализировать мультфильм с целью выявления вреда или пользы для ребенка. Родители перестали считать мультфильм средством развлечения, увидели способность обучать и воспитывать. Стандартизированное наблюдение показало, что дети стали стремится больше выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов. В процессе обучения наблюдалась познавательная активность, проявление самостоятельности, интерес к различным способам решения поставленных образовательных задач. У детей существенно изменился процесс восприятия информации. Под влиянием информации с экрана увеличилось количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.
Таким образом, телевидение и мультипликацию можно и нужно рассматривать, как средство, применяемое в целях обучения. Опираясь на исследования и практический результат нашей опытно – исследовательской работы использовать мультипликационные фильмы для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
В настоящее время использование технических искусств в дошкольных учреждениях вызывает определенные трудности. Но мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, помимо других средств, используемых воспитателем, потому что именно мультфильм направлен на развитие природного познавательного интереса ребенка. Познавательная деятельность органически переплетется с эмоциональной, что будет способствовать созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас этих представлений значительно обогащаться еще в связи с тем, что изображение подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании ребенка – дошкольника. Наши наблюдения и практика работы с детьми показали, что материал, поданный с экрана, запоминается ребенком быстрее, сохраняется в памяти и воспроизводится точнее, чем в обычных условиях работы.
Таким образом, мы считаем, что мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе в дошкольных учреждениях.
Библиографический список
1. Aрхипцева, В. С. Телевидение и дети / В. С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007. – № 8 – С. 54–56
2. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Березина Ю. Ю. //Теория и практика общественного развития. -2013.-№8.-с. 192-195
3. Гельмонт А. В. О педагогических требованиях к учебным кинофильмам для школ//Изв. АПН РСФСР. 1963. Вып. 128. С. 50—61.
4. Куликова Т. В. О воспитании детей познавательных интересов (текст / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. -1976.-№9.-с. 38-42)
5. Смирнова Е. О. Все начинается с мультиков//Химия и жизнь – ХХIв. – 2013. -№1. С. 32-33
6. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2013. – 128с (библиотека воспитателя).