Ирина Кицова
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» в рамках городской недели открытых дверей «Продуктивная деятельность в познавательном развитии дошкольников».
Воспитатель: Кицова И. В.
Цель:
повышение профессиональных компетенций педагогов в области организации и проведения продуктивной деятельности с детьми.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2023
Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательного интереса через экспериментальную деятельность.
Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в своей работе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса дошкольников.
Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Материалы и оборудование: стаканчики, пенка для бритья, сахар, пищевые красители или акварельные краски, шприцы, пипетки, одноразовые тарелочки, растительное масло, кисточки, цветная бумага, ножницы, вода.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Хотелось бы начать со слов: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — так гласит народная мудрость, но еще «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — так утверждают педагоги-практики.
Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании.
Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Атрибуты к опытам, должны быть сделаны из пластмассы, исключения составляет опыт, который может проводить педагог, а дети просто наблюдают!
5. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться.
Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми.
А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется, а как она называется, вы мне подскажете, отгадав загадку:
«Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу …». (Золушка).
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке украсить дом разноцветным дождиком, сделать волшебную лампу; приготовить радужную воду, построить «Пизанскую» башню, а также посадить цветы, которые распустятся к их возвращению!
Опечалилась Золушка, услышав, сколько заданий ей надо выполнить. Разве сможет Золушка справиться одна? Но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? Вы согласны со мной?
Ну что, приступим к первому заданию (САДИМ ЗА СТОЛЫ).
1.«Разноцветный дождик»
Цель опыта: Смешивается ли пена с водой и как ведет себя вода с пеной.
Нам понадобится: одноразовый прозрачный стаканчик, вода, пена для бритья, красители, пипетка.
В прозрачный стаканчик с водой аккуратно сверху поместим пену для бритья. Капнем несколько капель красителя на пену. Краска медленно просочится через пену и можно наблюдать, как из пушистых облаков идет цветной дождик.
В прозрачный стаканчик с водой аккуратно сверху поместим пену для бритья. Капнем несколько капель красителя на пену. Краска медленно начнет просачиваться сквозь пену и можно наблюдать как из пушистых облаков идет цветной дождик. Какой вывод мы можем сделать? (Предположения участников
Вывод: Вода с красителем тяжелее воздушной пены, поэтому проникает сквозь нее и опускается на дно стаканчика.
«Волшебная лампа».
Цель опыта: Узнать, смешиваются ли две жидкости: масло и вода.
Нам понадобятся: пищевой краситель, масло растительное, прозрачная емкость, шипучие таблетки, вода. Итак, приступаем к выполнению задания.
В одном стакане мы подкрашиваем воду, в другой стакан наливам растительное масло. Теперь смешиваем эти две жидкости. Обратите внимание, что вода опустилась вниз, а масло поднялось наверх. Возьмите палочки и перемешайте жидкости как следует. Неужели вода с маслом смешались? Поставьте стакан и посмотрите, как жидкость снова расслоятся на воду и масло. Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему? А теперь отпустим туда шипучие таблетки (я взяла витамины). Посмотрите, наша лампа ожила, происходит магия! Почему же происходит извержение? Какой можно сделать вывод? (Выводы и предположения участников эксперимента).
Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем, а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло).
С этим заданием мы справились.
А вот следующее задание мачехи. Давайте вспомним, что еще должна сделать Золушка?
2. «Радужная вода».
Цель опыта: получить радугу при помощи воды, сахара и красок.
Для этого задания нам понадобятся: акварельные краски, кисточка, сахар, вода, шприц, чайная ложечка, 4 стакана, бокал.
Для начала поставим четыре стакана. В первый стакан сахар не сыплем. Начинаем со второго стакана. Во второй стакан насыпаем 0,5 чайной ложки сахара, в третий стакан 1 чайную ложку и в четвертый стакан 1,5 чайной ложки сахара. Затем добавляем в каждый стакан одинаковое количество воды. Хорошо перемешиваем сахар, чтобы растворился. И подкрашиваем воду акварельными красками. Теперь берем шприц и набираем воду из первого стакана без сахара. И помещаем воду из шприца в бокал. Затем набираем воду из второго стакана. Шприц опускаем на дно бокала и медленно вливаем. Теперь набираем воду из третьего стакана. И также вливаем медленно в бокал. Далее набираем воду из четвертого стакана и также вливаем в бокал. Что вы видите? У нас получилась радужная вода.
Вывод: Чем больше добавляем сахар, тем больше плотность воды. Поэтому вода разного цвета не смешивается. Чем больше будет цветной воды, тем красивее будет радужная вода!
Ну что, по-моему, мы справились и с этой задачей. И нам надо помочь Золушке справиться с другими заданиями. Переходим к следующему. Это задание называется:
3. «Пизанская башня».
Цель опыта: Проверить, растворяется ли сахар в воде и поднимется ли вверх по кубикам сахара.
Итак, для этого задания нам понадобятся: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель/акварельные краски, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет. Почему это происходит? (предположения участников).
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Ну вот, мы и с этим заданием помогли Золушке справиться. У нас осталось еще одно задание мачехи. Это сделать вулкан из цветной пены.
4. «Цветы на клумбе»
Цель опыта: Узнать, что происходит с бумажными цветами в воде.
Нам понадобятся: цветная бумага, ножницы, блюдце, чистая вода.
Приступаем! Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Лепестки цветов загните к центру. А теперь опустите ваши цветы на воду, налитую в блюдце. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? (предположения участников).
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Обязательно проделайте эти опыты с детьми. Это им точно понравиться!
Ну что, уважаемые коллеги, как вы думаете, помогли мы Золушке справиться со всеми заданиями злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей.
ВЫВОД ДЕЛАЮТ УЧАСТНИКИ:
Подводя итоги нашей встречи мы с вами можем сделать некоторые выводы, что в результате организации детского экспериментирования у детей :
— развивается познавательная активность,
— появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
— расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
— развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе
Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность!