Людмила Кабанова
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем. Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала, не наукой, а частью души! Н. Луконин
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является Экологическое воспитание дошкольников.
Министерством образования и науки РФ разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который вступил в силу с января 2014 г. Этот документ определяет работу детских садов, как образовательных учреждений первого уровня общего образования. А экологическое воспитание, как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада, направленная на всестороннее развитие личности ребенка в этот период.
Цель: Формирование у дошкольников экологически воспитанной личности.
Задачи:
*Формирование знаний об особенностях окружающей природы родного края.
*Развитие понимания мира природы, общечеловеческой ценности,
неразделимого единства человека и природы.
*Воспитание понимания необходимости сохранения, спасения природы для
самого человека, потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
Актуальность
Познавать мир природы ребёнок начинает с самого рождения. Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В процессе знакомства с природой, развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность. Воспитывается любовь к каждому объекту в природе, уважение к животному и растительному миру природы своей малой родины. Это способствует решению не только природоохранных задач, но и воспитанию гражданско патриотических чувств. Таким образом данная тема является актуальной для формирования у дошкольников экологически воспитанной личности.
Основная часть
Экологические проблемы природы родного края выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Умение видеть красоту природы, самостоятельно ее замечать, ценить. Осуществляется в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
Одной из формы такой работы является разведение комнатных цветов, создание огорода на окне. В процессе работы дети знакомятся с почвой. У них развивается умение ухаживать за комнатными растениями. Сажать лук, сеять семена цветов, ухаживать за рассадой. Совместно со взрослыми создают цветочные клумбы, подготавливают почву, высаживают рассаду в клумбы. И в течение всего лета дети учатся ухаживать за цветами, а осенью мы все вместе принимаем участие в конкурсе «Украсим район цветами». После участия в конкурсе мы получили Дипломы, подтверждающие победу.
И мы продолжили работу по экологическому воспитанию для этого мы
познакомились со сказочными героями – Эколятами Умницей, Тихоней, Шалуном и их подругой Ёлочкой. Они друзья всех ребят, которые любят природу и хотят её оберегать.
Познакомившись с Эколятами, мы оформили экологический стенд «Эколята» с рубриками: «Заповеди природы», «Деревья – наши друзья», «Добрые дела». В которых рассказали о том, как мы на прогулках наблюдаем за объектами природы, деревьями учимся их узнавать, различать. Об экскурсиях в природу.
За тем мы решили построить на участке из снега «Снежный городок Эколят».
Серьёзная Умница повесила возле себя кормушку, чтобы дети не забывали понаблюдать и покормить птиц. Озорной Шалун любит прыгать, и он запрыгнул на планету «Земля». Для того чтобы все поняли, что, сохранив природу на земле мы сохраним жизнь. Тихий и озорной Тихоня пригласил всех в свою снежную лабораторию Эколят. Рядом с лабораторией он сделал клумбу и посадил цветы. Общительная Ёлочка пригласила к себе детей пообщаться и познакомить их с тем, что деревья зимой спят и что нужно беречь корни, не ломать веточки и почему ёлка зимой и летом одним цветом. Продолжая работу по экологическому воспитанию, мы решили принять участие в конкурсе на лучшую поделку «Наши друзья – Эколята».
Поделку сделали из бросового материала. Над созданием поделки трудились все вместе и взрослые и дети. На это мы не остановились, а приняли участие в конкурсе плакатов на экологическую (природоохранную) тему: «Эколята- друзья и защитники Природы. Сделаем свою малую Родину чистой!» Когда мы побеждали в конкурсах к нам приезжали представители из Департамента недропользования и экологии Тюменской области с героями Эколятами. Мы с ними пели, танцевали, играли. И была проведена игра «Экологический субботник». Дети на детской площадке создали импровизированный лес, в котором наводили порядок, убирали мусор, строили муравейник, отгадывали загадки, читали стихи о природе, учили правила пользования лесом.
Данная игра была снята на видео и отправлена в Москву на конкурс, в котором мы стали победителями. К нам снова приезжали гости и не только из Департамента, но и с телевидения. За участие в конкурсах мы получили Дипломы и грамоты, подтверждающие победу в конкурсах.
Заключение
Экологическое воспитание детей, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Каждому совершенно необходимы чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) 11.11. 2021 - 8:11 - Кирюшина Татьяна Николаевна.
- Ознакомление с природой в детском саду. Издательство Мозаика – Синтез 2017г. 0. А. Соломенникова.
- Сборник методических разработок экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Азбука защитников природы» 2019г. Туценко Елена Юрьевна.