Юлия Лебедева
Программа самообразования на 2018–2019 учебный год воспитателя «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №7»
Программа самообразования
на 2018-2019 учебный год воспитателя
по теме:
«Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»
Воспитатель :
Лебедева Юлия Ивановна
г. Вилючинск, 2018г
Ф. И. О. педагога Лебедева Юлия Ивановна
Учреждение МБДОУ «Детский сад №7»
Должность Воспитатель
Уровень профессионального образования Среднее профессиональное
Публикация «Программа самообразования на 2018–2019 учебный год воспитателя „Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сведения о профессиональном образовании, переподготовке
Камчатский педагогический колледж, воспитатель
Сведения о повышении квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема: «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру».
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактической игры для социализации ребенка.
Задачи:
1. изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр для всестороннего развития детей;
3. создание соответствующей предметно-пространственной среды;
4. создание картотек по играм в соответствии с ФГОС;
5. приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
6. разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
Этапы работы:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы;
- анализ и обобщение теоретических данных;
- разработка комплексно – тематического планирования в рамках образовательной области «Социализация и коммуникация»;
- разработка игровых картотек.
II этап (практический)
- внедрение в практику работы полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования;
- анализ результатов работы.
Актуальность выбранной темы:
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить»
М. Горький
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Но дети с ОВЗ всё же дети и ведущим видом деятельности для них также является игра
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подбирать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с ОВЗ происходит более успешно.
Немецкий педагог Фр. Фребель считал: «Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
Наиболее важные функции д/ и:
– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей;
– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено;
– воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;
– коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
– развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;
– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка;
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребё нка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает первостепенное место.
I этап: ИНФОРМАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
2018-2019 учебный год
№
п/п Мероприятия Сроки выполнения
I.
II.
1.
2.
III.
Подбор и изучение научно-методической литературы.
1. Астапов В. М., Лебединская О. И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. // Детский практический психолог. 2005№ 7.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии/ Л. С. Выготский. – Спб., 2003. 656с.
3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М. : Просвещение, 2012.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.
6. Дзюба П. П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
7. Интернет-ресурсы.
Разработка дидактического материала. (Создание картотек для работы с детьми)
Анкетирование родителей
• «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома»
• «Как играть с ребенком»
Разработка комплексно-тематического планирования в рамках образовательной области «Социализация и коммуникация» Сентябрь – декабрь 2018 г.
Январь – май 2019г.
II этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ
2014-2015 учебный год
№
п/п Мероприятия Сроки выполнения
I
1.
2.
3.
5.
6.
7.
II
1.
2.
3.
4.
Проведение диагностики уровня развития игры детей по Н. Ф. Комаровой.
Работа с детьми.
Использование дидактических игр в различных видах деятельности (режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы)
Дидактические игры
Изготовление дидактического материала для игр
Игры с предметами и игрушками
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Игры на развитие сенсорных способностей:
Игры на развитие тактильных ощущений
Игры на развитие цветового восприятия
Игры на развитие слухового внимания
«Играем пальчиками – развиваем речь» - на развитие мелкой моторики.
Изготовление трафаретов для игр на развитие мелкой моторики «Выложи из палочек», «Выложи из крышек»
Игры с прищепками (конструирование, сортировка по цвету)
Игры- шнуровки
«Открой-закрой» (завинчивание и отвинчивание крышек)
«Кто быстрее» (наматывание клубочков, ленты на палочку) «Помоги белочке» (сортировка шишек-желудей, фасоли разного цвета)
«Сделай бусы» (нанизывание бусин, трубочек, фигурок)
Лепка из теста и пластилина
Мозаика
Конструкторы
Работа с родителями
Памятки для родителей
«Игрушки для ребенка»
«Правила организации детской игры»
Консультации
«Д/и – путь к развитию ребёнка»
«Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка»
«Игра с ребенком в жизни вашей семьи»
«Поиграй со мной!»
«Взрослые, дети, игра»
«Занимательные опыты на кухне»
Привлечение к изготовлению игр и предметно-развивающей среды.
Участие в жизни группы и детского сада
Конкурсы «Овощная фантазия», «Новогодняя сказка»,
«Благоустройство и художественно-эстетическое оформление прогулочного участка»
Презентация фотографий деятельности детей «Вот как мы живем»
Организационно-педагогическая работа
Изучение опыта педагогов
Детского сада
сообществ на интернет-ресурсах
Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования.
Выступления для воспитателей на МО
«Использование дидактических игр в развитии общения детей старшего дошкольного возраста»,
«Значимость игры в жизни человека
Участие в выставках
«Театр своими руками»
«Использование нестандартного оборудования, как средства формирования социальных и коммуникативных навыков у детей»
Показ открытого НОД с использованием дидактических игр
Мониторинг уровня развития игры детей по Н. Ф. Комаровой. Сентябрь 2018г.
В течение 2018-2019 года
Октябрь 2018г.
Ноябрь – декабрь 2018г.
Январь 2019г.
Февраль 2019г.
Март 2019г.
Апрель 2019г.
Май 2019г.
В течение года.
В течение года
.
III этап: ОБОБЩАЮЩИЙ
1. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет - конкурсах педагогического мастерства.
2. Отчёт о реализации программы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.
3. Планирование педагогической работы на следующий учебный год. Май 2019г.
Отчет по самообразованию о проделанной работе за ноябрь 2018 года
Воспитатель : Лебедева Ю. И.
Литература: Астапов В. М., Лебединская О. И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. // Детский практический психолог. 2005№ 7.
Проанализировав выше указанную литературу, мною был сделан следующий вывод, что качественные различия в осуществлении процесса социализации детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями в зависят от того, какую позицию занимают родители в вопросах развития собственного ребенка. Выяснение того, какова стратегия поведения родителей очень важно, поскольку именно она определяет тот путь, по которому будет идти развитие ребёнка, имеющего психофизические нарушения и степень реализации его потенциальных возможностей, от которой, в свою очередь, зависит успешность социализации ребёнка и его интеграции с обществом.
Необходимо отметить, что проводимые до сих пор исследования семей, воспитывающих детей с особыми проблемами в развитии, выясняли в основном либо социально-экономические условия жизни, либо психологические особенности таких семей, поэтому инструментария, позволяющего провести социально-педгогическое исследование таких семей, на данный момент нет. Следовательно, еще одним важным итогом намеченной работы считаю проанализировать позицию родителей в вопросах развития собственного ребёнка с ОВЗ.
Результаты, которые можно получить с его помощью, имеют свою практическую значимость для работы воспитателя в успешной социализации ребёнка и интеграции его с обществом.