МААМ-картинки

Экологическое образование

Вероника Пестова
Экологическое образование
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Публикация «Экологическое образование» размещена в разделах

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Дидактические игры используются не только в свободной деятельности воспитанников, но включаются в занятия:

по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок);

по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);

по ознакомлению с окружающим;

по физическому развитию;

по художественно - эстетическому развитию.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Я назову, а ты покажи». Хочу подробнее рассказать о некоторых играх, например игра «Сварите вкусный борщ». Сначала мы с детьми рассматриваем посуду «русского быта», потом я предлагаю детям сварить блюдо - борщ. Дети выбирают посуду, в которой они будут варить, потом несколько детей выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в кастрюлю, а остальные дети знаками показывают да или нет. В этой игре развиваются логическое мышление, внимательность.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки «Лето в деревне», «Зоологическое домино», «Овощи», «Растения», «Подбери листок». В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих.

Например, игра «Парные картинки». Я даю детям картинки с изображением домашних животных. Животные потерялись и просят найти им пару. Я спрашиваю детей, кого они нашли, побуждая их называть животное. В этой игре закрепляются знания домашних животных, умение их различать.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей. Эти игры просты в организации и применяются практически везде: на прогулке, в совместной деятельности. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.». Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.»

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве».

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое», «Кто где живёт?» Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.

Дидактические игры чаще всего — это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать.

На основе знаний, которые дети получают через экологические игры, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Анализ анкеты АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье» Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического.

Дополнительное образование 1 слайд Френсис Бекон сказал: «Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой». Эти слова, на мой взгляд,.

Инклюзивное дошкольное образование Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися.

Педагогический проект «Образование в игре» Педагогический проект «Образовательная деятельность в Игре» Воспитатель ГБДОУ № 38 Московского района Минина Александра Александровна.

Консультация «Педагогическое образование родителей» Педагог-психолог Хартюк И. В. Центр развития ребёнка - детский сад №114 Адмиралтейского района. Дошкольное детство – это уникальный период.

План работы по самообразованию на 2015–2016 учебный год «Экологическое образование в детском саду» Цель: изучить литературу по экологическому образованию в детском саду; сформировать у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильное.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: "Инклюзивное образование". Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста, имеет важное значение, в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и.

Статья «Этнокультурное образование дошкольников» Этнокультурное образование дошкольников. Марийский край родной на карте мира Ты даже меньше, чем кленовый лист. У нас в сердцах, мой край.

Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование
Опубликовано: 27 марта 2016 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Пестова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД