Ксения Тимофеева
Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, им на смену приходят новые концепции и идеи.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко внедрять различные виды деятельности в образовательный процесс.
Публикация «Эссе „Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема“» размещена в разделах
Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть емким, небольшим по объему. Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Они позволяют ребенку реализовать свои творческие способности в интересной, игровой форме, обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем и др.
В дошкольном возрасте главным является не приобретение ребенком экологических знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Таким образом, на первое место выходит экологическое образование. Однако в педагогической литературе под образованием подразумевается целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя и обучение, и воспитание.
Исходя из этого, экологическое образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие положительного отношения к природе.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей, их воспитывающих.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, "рукотворном мире", окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического образования дошкольников :
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели и принципов экологического образования дошкольников, необходимо считать следующие:
Отбор содержания экологического образования в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный, включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического образования детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.
Организация развивающей среды для обеспечения педагогического процесса экологического образования в дошкольном учреждении.
Организация систематизированного педагогического процесса экологического образования детей.
Осуществление мониторинга результатов экологического образования.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое.
Настоящее время характеризуется активным внедрением интегративных процессов в практику дошкольного образования. Что очередной раз подтверждает актуальность.