Екатерина Домашняя
«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
Домашняя Е. А., воспитатель
"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой.
Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения –
одна из сторон экологического образования в детском саду.
Любовь, понимание и забота - это то,
что ждет природа от каждого человека.
Публикация «„Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.
Достижение первых семи лет - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников.
Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.
В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.
Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.
Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно : проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками ДОУ и родителями детей. Главная задача экологической тропы – пробудить у ребенка любовь к природе.
Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые пеньки, сухие листья и т. п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.
Специфика экологической тропы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.
Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например: берег реки, холм, выраженный участок луга и т. д. В условиях детского сада такое разнообразие создается искусственно.
На тропе также рекомендуется иметь большое разнообразие растений, т. к. чем больше растений, тем больше и разнообразие животных, потому что животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек или объектов. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога.
В качестве видовых точек экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений : пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, и т. п.
Видовыми точками могут стать:
- Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими, форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п., цвету (светло-зелеными и темно-зелеными, характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; крупные травянистые растения.
- Сообщества растений - фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника, и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.
- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых.
- Участки с интересными объектами неживой природы — большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.
- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).
- Клумбы обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями барометрами).
- Огород (теплицы) с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Этапы создания экологической тропинки :
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане необходимо отметить те места, которые содержат интересные природные объекты (небольшая лужайка, участок лесопосадки, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (клумба) и т. д). Таким образом, выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их нужно обмерить, обозначить на плане. От объекта к объекту прокладывается дорожка, что позволяет создать картосхему экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями.
Картосхема — обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала.
Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Для этого лучше использовать символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель может составить вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог может совместно с детьми выбрать «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка и т. п.).
Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей : кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.
Светлана Николаевна Николаева в своей книге «Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников» рекомендует вдоль тропы или вблизи от нее :
1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира.
2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды: дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.
3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение.
4. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).
5. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.
6. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр» : на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями - место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз - его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».
7. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабовидящие дети).
Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:
1. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.
2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть жука.
3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.
4. Хорошим объектом экологической фоны являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи.
Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:
1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор и др.).
2. Площадка для отдыха - объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.
При оформлении экологической тропы по возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.
Организация экологической тропинки в здании детского сада.
В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Поэтому целесообразно, оборудовать экологическую тропинку внутри здания детского сада.
На примере другого ДОУ.
Для создания экологической тропинки подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года.
Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.
Хозяином экологической тропинки может стать придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке, угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать портрет животного и т. д.
Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения. При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т. д.
При путешествии по экологической тропе можно использовать разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы : экологически занятия и экскурсии, выставки; занятия в лаборатории юного эколога; игры и др.
Объектами экологической тропы могут являться : флористические композиции, планетарий, центр воды и песка, центр науки (лаборатория, коллекции различных природных объектов, мини-огороды на окнах, галерея с репродукциями картин известных художников, выставочный зал, фонотека, видеотека, экологическая комната и/или галерея, альпийская горка.
Во время путешествия по экологической тропе : дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями можно привлекать родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам.
Экологическая тропинка, созданная в ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
ПАМЯТКА
«Правила поведения на экологической тропинке в детском саду»
1. Участники экскурсии идут группой за педагогом, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
- Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
- Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
- Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными, не следует их ловить.
2. Запрещается:
- загрязнять природную среду;
- ломать деревья, вытаптывать растения, беспокоить птиц.
3. Необходимо:
- ходить по тропинкам, сохранять растения;
- подкармливать и оберегать птиц.
4. Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.
Экологические беседы, развлечения, конкурсы
Наблюдения в природе
Целевые прогулки
Решение экологических ситуативных задач
Трудовой десант
Зелёный патруль
Лесная аптека
Составление экологических карт
Выставки и экспозиции
Исследовательская деятельность
Чтение художественной литературы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.