Пуштарекова Елена Андреевна
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными
экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах
экологической сказки;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий дляформирования положительно - эмоционального отношения к экологической
сказке.
Ход мастер класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В своем мастер-классе я постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей сэлементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки.
Все хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Тюрина Людмила Александровна
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является
актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -
научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться
богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещёпреобладают сказочные представления о живой природе, поэтому, особаяроль в формировании экологической культуры ребёнка отводится время наэкологические сказки. Чтение литературы, наблюдения на прогулке,обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первыхпонятий о единстве человека и природы, помогают развить творческоевоображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Игра с залом - на экране появляются картинки.
(2 слайд) - что общего между этими картинками? (экология)
(3 слайд) - что общего между этими картинками? (сказка)
(4 слайд) - как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы
знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она
воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С
помощью сказки можно дать определенные знания детям.
Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру,взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.
Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об
обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к
другу, мы придумываем короткую сказку, например,в которой встречаются крот идождевой червяк. Как они будут себя вести в той или иной ситуации, и что они будут делать?
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с
удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный приемформирует у детей представление о причинно-следственных связях в
природном комплексе.
Задание участникам мастер-класса
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно
выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под
нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», - сказал
Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят
в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На
ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца
зимой? «Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем».
(на выполнение задания отводится 3 мин)
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
(5 слайд)А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц».
Прошу двух участников выйти ко мне. (одному дается маска зайца, другому ежа, обоим участникам дается по букету цветов).
Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День былочень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить
утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему
навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»
Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода,
все утро дождь идет, настроение отвратительное».
Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя,
а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ежик: «Ага, зайчик, как бы ни так. Если не будет дождика, все деревья,
трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ежик: «А давай проверим»?
Заяц: «И как же это мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от
меня».
Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!
Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».
Заяц: «Да запросто, держи».
Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем
каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты
зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо ежик.
Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В
этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.
Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился,
солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил,
засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что
находились в вазе без воды».
Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все
живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на
землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться
всему и дождику и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и
радоваться всему вокруг»!
Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.
Алгоритм составления сказок.
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место
обозначается каким-либо словом, например: лес.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:
хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно
разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют
свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они
умеют думать и чувствовать, как люди
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по
отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого
объекта.
8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к
разным:
9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих
способов: «История, подслушанная.», «История, которая произошла там -
то.», «Как кто - то учился мудрости».
Предлагаю вам сказку «Зайчик и Медвежонок».
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Они играли, веселились,кувыркались по мягкой зелёной травке.
Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие, жеэтапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
(6 слайд)1 Чтение сказок.
2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3 Театрализация сказок.
4. Исправление ошибок в сказках.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели мастер-класс по проблеме использования экологических сказок в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста.
Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое или получил знакомую информацию, увидел перспективы решения проблемы в профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
(7 слайд)- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Василия Александровича Сухомлинского.
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».
Благодарю за внимание!