Галина Рязанцева
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей»
Количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается с каждым годом.
Поэтому в настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В связи с тем, что у многих детей с речевыми проблемами по результатам диагностики выявляется нарушение психических функций (внимания, памяти, мышления, общей моторики, координации движений встает необходимость взаимодействия в коррекционной работе других специалистов дошкольного учреждения – педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Успешной коррекционная работа в ДОУ может считаться только при достаточно высоком уровне комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Наиболее тесная связь в условиях логопункта осуществляется между учителем-логопедом и педагогом- психологом, который проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями.
Для детей имеющих сложные речевые нарушения совместно с педагогом-психологом разрабатываются и реализовываются индивидуальные коррекционные программы.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда –создать у ребенка установку на успех.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими речевые нарушения, включают большой комплекс задач:
— развитие артикуляционной моторики;
— развитие мелкой моторики и координации движений;
— формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
— обогащение словарного запаса;
— формирование грамматического строя речи;
— формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.
Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, который ежедневно общается с детьми, знает их склонности, интересы и может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между учителем-логопедом и воспитателями тех возрастных групп, дети которых посещают логопедические занятия. Воспитатели знакомятся с результатами ежегодного комплексного логопедического обследования детей. Совместно с учителем-логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей и проводит коррекционную работу.
С этой целью в группах заведены тетради взаимодействия, в которые учитель-логопед записывает задания для работы с детьми, имеющими речевые нарушения: по развитию фонематического слуха, уточнению и расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания, воспитатель может планировать работу с учетом речевых проблем каждого ребенка. Воспитатель следит за их четким и правильным произношением, осуществляет активное закрепление навыков произношения.
Проводимая совместная работа воспитателей и логопедов показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте в массовом учреждении, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повысилась эффективность работы логопункта, увеличился процент детей с грамотной речью и правильным произношением.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи. Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре кинезиологических упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.
Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми необходима тесная связь с музыкальным руководителем.
Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях.
Логоритмические упражнения также использует на занятиях музыкальный руководитель с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, развивает фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работает над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Таким образом можно сделать вывод, что только согласованность действий всех специалистов ДОУ позволит детям легко адаптироваться в социуме, а также успешно развиваться и обучаться.