Фокеева Надежда Ивановна
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения … Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких.
Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наверное, вы со мной согласитесь, что, родители детей с ОНР видят главной задачей пребывания их детей в логопедической группе - постановку у ребенка звуков. Многие родители не обращают должного внимания на развитие грамматического строя речи своих детей, не замечают их выраженные трудности и, тем более, не спешат обсуждать эти проблемы с педагогами детского сада. Есть родители, которые видят проблемы ребенка, однако считают их временными и не считают нужным включаться в педагогический процесс.
Как организовать логопедические занятия дома? Показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимания родителей к формированию единого понимания цели и задач, средств и методов полноценного речевого развития? Об этом хочу сегодня немного рассказать.
Для себя определила задачи взаимодействия с родителями
1. обозначить этапы логопедической работы в детском саду и дома ;
2. обозначить значение и участие родителей в речевом развитии ребёнка;
3. сформировать представления о правильном выполнении домашних упражнений;
4. обучать игровым приёмам при развитии всех сторон речи ребёнка;
5. расширять степень включённости родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
В работе следую правилу Конфуция : «Скажи мне, и я забуду. Вовлеки меня, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму», переведённому современными учё ными и выраженному на сухом языке цифр : услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное запоминается на 25%, записанное на 40 %, проделанное на 70% .
Именно поэтому, при разработке плана взаимодействия с родителями, вносим разные формы сотрудничества, с обязательным включением практического материала.
Инновационные формы сотрудничества с семьями :
– «домашняя игротека»;
– «картотека методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи»;
– «почта одного дня»;
– консультации для родителей с просмотром видеозаписей занятий;
–– консультации для родителей с элементами игрового тренинга;
– речевые праздники.
Расскажу о некоторых их них.
Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Мною сделана подборка дидактических игр и упражнений на закрепление в домашних условиях изучаемых грамматических категорий.
«Один-много».
«Мы ходили в зоопарк».
«Чего не стало?».
«Миска с угощениями».
«Вопрос-ответ».
«Он-Они».
«Великие математики».
«Путешественники во времени».
«Помоги Незнайке».
«Идем в гости».
«Есть-нет».
«Я-ТЫ-ОН-ОНА».
«Угадай, чьи это хвосты»
«Большой маленький».
«Сложные слова»
«Кто служит в нашей армии»
«У кого какая мама»
«Назови профессию»
«Назови «умную» машину одним именем»
«Скажи, что они делают»
«Волшебные превращения»
«Придумай предложение»
«Пара слов»
«Распутай слова»
«Солнечные лучи»
«Составь фразу»
«Размытое письмо»
«Дополни предложение»
«Добавь слова»
«Фантастический зверь»
«Справочное бюро».
«Про Потому и Почему».
Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, мной учитывалась и большая загруженность родителей домашними делами, и накопленная усталость к концу рабочего дня. Данные игры не требуют материальной оснащенности, длительных временных затрат. Среди прочих, дома рекомендуется «играть на кухне», во время прогулки, одевания, умывания, уборки комнаты.
Например, по дороге из детского сада (в детский сад) рекомендую провести игры «Кто больше придумает слов о солнышке (о туче, о дереве)», «Кто больше заметит предметов?», «Какой снег?», «Какие листья на деревьях?», «Что делают ветер, дождь, снег?», «Что растет?», «Что летает?», «Кто летает?». Эти игры развивают не только речь, но и внимание, память.
Например, игра «Я заметил». «Давайте проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, которые нас окружают в этом зале, но не просто перечислять, а еще обязательно укажем – какие они. Вот шкаф – он коричневый, деревянный. Я заметила часы– они большие, круглые». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. Данная игра учит ребенка подбирать признаки к предметам.
Еженедельно материал «Домашней игротеки» обновляется.
Родители знакомятся с содержанием игр в родительском уголке, а для детей, не усвоивших в течение недели изучаемую грамматическую категорию, распечатка с содержанием игр вкладывается в тетрадь. Данной подборкой игр пользуются и воспитатели группы для проведения коррекционной работы.
Вариантом «Домашней игротеки» является «Картотека методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи», предложенной Н. В. Нищевой.
Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Эти задания рассчитаны прежде всего на тех детей, у которых возникли наиболее серьезные проблемы в усвоении грамматики и которым недостаточно игр и упражнений, содержащихся в еженедельных заданиях. Задания даю как выборочно, учитывая те грамматические категории, при усвоении которых у детей возникли проблемы, так и подряд, но с учетом задач коррекционно-развивающей работы. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Можно предложить родителям подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.
Эти же задания использую при планировании занятий по Формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи.
Удачным и эффективным приемом является информация для родителей «Почта одного дня».
Родители видят листочек с информацией в конверте на шкафчике. Бывают ситуации, когда хочется сразу поделиться с родителями успехами ребенка или неудачами (с целью отработки какого-либо задания дома). Если родители знакомятся с отрицательной информацией, то им даю определенные рекомендации и обязательно после определенного срока появляется положительная информация. Например: «Сегодня на занятии упражнялись в образовании относительных прилагательных. Коля затруднялся Поупражняйтесь дома, а описание игр прочитайте в «Домашней игротеке». После определенного срока: «Рада успехам Коли. Спасибо за сотрудничество и помощь!». Информация появляется в конвертах еженедельно. Данная форма взаимодействия с семьями весьма эффективна, т. к. родители через информацию получают сведения об успехах своего ребенка, а ребенок на занятиях становится более активным.
Консультации для родителей с просмотром видеозаписей занятий.
Родителям рассказывается о негативных последствиях недостаточно сформированной устной речи, они знакомятся с приемами коррекционной индивидуальной работы с ребенком, подсказывается, на что необходимо обращать внимание дома. Опыт работы показывает, что просмотр видеозаписи занятия более оптимален, чем посещение родителями логопедического занятия. Это объясняется нехваткой времени у родителей, трудностями, связанными с ухода с работы в течение дня. Большинство родителей с большим удовольствием посетили бы занятия, но не имеют возможностей. Поэтому используются видеозаписи. Они помогают родителям не только познакомиться с содержанием работы учителя-логопеда, но и увидеть, как ребенок «работает» в коллективе, сравнить его с другими детьми, оценить его деятельность.
Эффективной формой работы является проведение консультаций, мастер - классов для родителей с элементами игрового тренинга. Задача данной формы взаимодействия – вооружить родителей практическими приемами работы по формированию лексико-грамматических представлений. Причем родители становятся активными участниками различных игр, предлагаемых учителем-логопедом для работы с детьми.
После проведения тренинга или консультации всем родителям обязательно раздаются рекомендации, а в родительском уголке оформляется стенд по теме проведенной консультации или тренинга.
Ещё одной формой работы с родителями являются Речевые праздники.
Требования к речевым праздникам:
1. Речевой основой становится изученный ранее материал.
2. Максимальная активность родителей и детей.
Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Праздники организуются в форме соревнования между детьми и членами семьи (мама, папа и ребенок). Например, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку три раза подряд. Такие праздники нравятся и родителям, и детям. На речевых праздниках родители имеют возможность увидеть результат работы учителя-логопеда и оценить деятельность своего ребенка, сравнить его с другими детьми.
Использование в своей работе перечисленных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию лексико-грамматического строя речи дало следующие результаты:
– большая часть родителей стали активными участниками учебно-образовательного процесса;
– значительно повысилась заинтересованность и методическая грамотность родителей;
– все родители выполняют рекомендации учителя-логопеда.