Надежда Коротыч
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях с детьми с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях с детьми с ОВЗ»
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители чрезмерно опекают ребенка. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Проведение общих (групповых) собраний;
Педагогические беседы с родителями;
Круглый стол с родителями;
Тематические консультации;
Конференции с родителями;
Совместные досуги;
Диспуты;
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
Организация “уголков для родителей”;
Посещение семьи;
Дни открытых дверей;
Работа с родительским активом группы.
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.
Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.
В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды:
1. Доска объявлений :
- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;
Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.
2. Брошюры:
Помогают родителям ознакомиться с программой.
3. Справочники:
Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.
4. Информационные бюллетени:
Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными) :
- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д. ;
- описание событий, происходящих в детском саду;
- описание видов занятий, приводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;
- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т. д.);
- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.
Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.
Посетив детей и их родителей, мы познакомились с домашней обстановкой. Заполнили карты посещения и определились в формах работы.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.
Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Никогда не превращаем родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и нам. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
На организацию дня открытых дверей привлекаем родителей. Они дежурят, следят за тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обращается на то, как в группе осуществляется о здоровье детей:
После просмотра мы проводим небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.
Наряду с традиционными формами работы в группе мы практикуем проведение родительских конференций, задача которых пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.
Используем самые формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами, логопедом и психологом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей старшей медсестрой составлены и подготовлены консультации.
В приемной оформлен “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию. В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты.
Ежедневно оформляем стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома вместе с детьми”, “Чем мы питались (меню)”. Мы работает по лексическим темам, и в конце недели обязательно дети с родителями выполняют разные задания. Затем мы их помещаем на стенд. Это были книжки- малышки, поделки из различных материалов, рисунки из произведений Маршака, Чуковского, Барто и других авторов.
Удачной формой работы с родителями я считаю эффективно использовать информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей мы корректируем свою работу, делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей.
Мы часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с рисунками, некоторыми поделками, например:
- “Золотые руки не знают скуки”;
- “Осенний букет”;
- “Это наша земля”; и т. д.
Так родительница наших девочек завоевала призовое место в конкурсе «Елочка-краса»
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.
Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из четырех человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. В работе с семьей удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:
тематические беседы (Это-«Наш огород», «Писатели-детям», «Бумагопластика- это интересно», «Вода, кругом вода» и др.); акции, клубы по интересам, устные журналы, библиотеки.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире». Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Так в прошлом году мы провели совместное занятие «Рамочки для мамочки», где дети с мамами изготавливали различные модели.
Мною был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «Бумагопластика- это интересно». Этот проект не обошёлся без участия родителей. Мы изготавливали поделки из разных видов бумаги и на различных материалах. Но особенно детям и родителям понравилось работать в технике изонити. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
Занятия изонитью способствует развитию у ребё нка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств. Я думаю, что мы продолжим наш прект и дальше.
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.