Анна Шпак
Взаимодействие с родителями в процессе адаптационного периода
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: определенный режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к его поведению, постоянный контакт со сверстниками. Детский сад - это новое окружение, новое помещение и новые люди. Все эти изменения обрушиваются на ребенка неожиданно и спонтанно. В связи с этим у ребенка могут возникнуть определенные трудности: капризы, страхи, отказ от еды и так далее. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Публикация «Взаимодействие с родителями в процессе адаптационного периода» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Поэтому одной из основных задач педагога детского сада создать необходимые условия успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить, прежде всего родителей : пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Для этого используются различные формы взаимодействия с семья воспитанников, такие как:
• индивидуальные и групповые беседы Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность;
• консультации: обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Так же в своей работе воспитатель может использовать «блочную» модель взаимодействия с семьями воспитанников:
1 блок Информационно-аналитический (сбор и анализ данных о семье);
2 блок Практический (содержится информация, направленная на решение конкретных задач);
3 блок контрольно-оценочный (на котором мы сможем провести анализ проделанной работы и наметим пути дальнейшего взаимодействия для достижения поставленной цели).
На каждом этапе взаимодействия педагогов с семьей очень важно дать родителям информацию о том, что все специалисты детского сада готовы к общению с ними.
Педагогу необходимо владеть приемами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношением друг к другу, умение понять и принять позиции различных сторон, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями. Одним словом педагоги должны быть компетентными в вопросах воспитания, развития детей, взаимодействия с семьей и др. Только педагог, компетентный в тех или иных вопросах сможет дать нужные советы в вопросах адаптации детей в образовательном учреждении.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что успешность адаптационного периода зависит не только от педагогов дошкольного учреждения, но и от родителей воспитанников. Очень важна совместная работа педагога с родителями.