Елена Шумара
Предлагаемая модель адаптационного периода в содружестве семьи, воспитателей и специалистов ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Проработав много лет с детьми младшего возраста, хочу поделиться с Вами своими мыслями по вопросу адаптации детей к ДОУ. Вашему вниманию предлагаю модель адаптационного периода в содружестве семьи, воспитателей и специалистов ДОУ.
Публикация «Предлагаемая модель адаптационного периода в содружестве семьи, воспитателей и специалистов ДОУ,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Вот всё позади: и семейные советы с бурным обсуждением. Когда идти ребёнку в детский сад, и надо и вообще туда идти, выбор детского сада, сбор документов, хождение по врачам, бесчисленные анализы… Наконец, ребёнок устроен в детский сад. Родителям в предвкушении новой жизни, после пережитого напряжения, так хочется верить, что все трудности позади. Если бы это было так! Случается, для многих родителей наступает пора разочарования: детские слёзы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, претензии и обиды в адрес воспитателей. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новыми ситуациями? За что несёт ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? Требуется время, чтобы семья приспособилась к новым обстоятельствам. Поэтому, и задачи ДОУ, и наша задача как педагогов- приложить максимум усилий, чтобы адаптация детей в ДОУ прошла менее болезненно и не затянулась. И здесь, по нашему мнению необходимо разработать целую систему адаптации.
Первым и самым необходимым требованием считаем:
1. Подборка кадров для работы с маленькими детьми, ибо и среда, и самая совершенная технология, и новейшие программы будут «мертвы» без педагога. Из этого вытекают требования к педагогу, работающему с детьми раннего возраста:
a) Любовь к детям этого возраста и проявление искреннего интереса к ним. Ведь малыш в этом возрасте тянется к взрослому, стремясь удовлетворить свою потребность в общении, и очень чутко улавливает неискренность, фальшивый тон, отсутствие заинтересованности его деятельностью. И это может стать причиной отчуждения между малышом и педагогом. Ребёнок обладает набором знаний, научится слушать, не будет кричать, бегать, стучать и т. д. Но и вопросов, активности, подвижности тоже не будет. Дети становятся с безразличным, потухшим, ленивым взглядом, а значит без эмоций.
б) Не менее важным требование считаем человеческие качества воспитателя. Ещё древние греки считали, что человек, занимающийся детьми, должен быть «не отрешенный от жизни мыслителей», а красивый и добрый, и соответствовать своему предназначению. И с ними нельзя не согласиться. Свою воспитательную систему педагог должен строить на величайшем гуманистическом принципе – принципе действенной любви. И реализация этого принципа заключается в соответствии развития ребёнка, в принятии его опыта, пусть даже негативного, в снисходительности и разумной требовательности, не ограничивающей естественные потребности малыша в движении, человеческой ласке, общении.
в) Следующим требованием считаем профессионализм педагога. Довольно долго считалось, что с детьми такого возраста могут работать недостаточно квалифицированные специалисты. Непрофессионализм педагогов оборачивается серьёзными потерями для здоровья малыша и его личностного развития, ведёт к психологическому дискомфорту. Под профессионализмом подразумевается не только наличие педагогических способностей, знание особенностей этого возраста, но и нестандартное владение умениями, которые необходимы в общении с такими детьми.
г) Хорошее здоровье, в частности состояние нервной системы, его психическое здоровье, так как это может существенно сказываться на самочувствии малышей. И этого нельзя не учитывать.
2. Не менее важным требование считаем постановку наиболее важных задач адаптационного периода.
а) Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать положительную установку, положительные впечатления о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
б) Формирование чувства уверенности в окружающем. Чувства ребёнка, впервые попавшего в детский сад, похожи на чувства взрослого, попавшего в совершенно незнакомый город, с множеством улиц, наполненных своими жителями-гигантами, которые подходят к нему с намерениями, пока ему неизвестными. Группа для ребёнка, как большая квартира, густо населённая жильцами, которые снуют туда-сюда, плачут, кричат, смеются, и кажется, нет такого места, куда можно было бы спрятаться от этого кошмара… Таким представляется ребёнку видение детского сада. Со временем он освоится в новой обстановке, познакомиться с детьми и воспитателями, научится ориентироваться в группе, помещениях детского сада. Кто-то почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой обстановке вызовет нежелание ходить в детский сад. И задача педагогов на данном этапе - помочь ребёнку быстрее освоиться в новой для него обстановке, почувствовать себя уверенней. А уверенным ребёнок будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают, в каком помещении он находится и т. д. Поэтому здесь необходима работа по знакомству и сближению детей друг с другом и взрослыми, знакомство с группой, помещением детского сада, персоналом, другими детьми, территорией вокруг сада. Это проводится в играх, беседах, наблюдениях, на занятиях, целевых прогулках, экскурсиях и т. д.
в) Создание здоровье сберегающей и развивающей среды. Продуманность оснащения и зонирования группы, подбор и расстановка его таким образом, чтобы исключить травматизм детей - всё это также способствует более быстрой адаптации детей. Ведь если ребёнок откуда-то упадёт или чем-то поранится, вряд ли он на следующий день с желанием пойдёт в детский сад, так как он приобрёл там негативный опыт. А если ребёнок имеет возможность «окунуться» в хорошо организованную и оснащённую развивающую среду, имеет доступ к средствам изобразительной, игровой. Конструктивной, театрализованной и другим видам деятельности, то это помогает ему «забыться» на время, отвлечься от мыслей о маме и тем самым раскрепоститься, почувствовать себя непринуждённо. Это играет немалую роль в облегчении процесса адаптации.
Буду, рада если вы поделитесь своими мыслями и идеями. Желаю успеха!