Ольга Саржан
Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений деятельности педагога-психолога ДОУ является коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ. Это направление объединяет работу со всеми категориями участников образовательно-воспитательного процесса: детьми, их родителями и педагогами.
Поскольку ребенок, имеющий особенности развития, посещает общеобразовательную группу, как происходит в нашем ДОУ, он находится в ситуации инклюзии, которая предполагает вовлечение его в среду норматипически развивающихся сверстников. Но, в силу особенностей своего развития, такой воспитанник нуждается в повышенном внимании педагога. Он нередко проявляет яркие протестные реакции, в достаточной степени не владеет коммуникативными навыками, что приводит к жалобам на него со стороны родителей детей группы, которые развиваются в порядке возрастной нормы. С другой стороны родители ребенка с ОВЗ обладают определенными личностными установками и характеристиками и так же, как их ребенок, находятся в ситуации инклюзии. Особенно ярко это проявляется во время процесса адаптации детей и родителей к новым условиям ДОУ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
И здесь важна работа педагога-психолога со всеми родителями группы, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения. Она может быть достигнута в ходе решения следующих задач: психологическое просвещение родителей и применение непосредственно специфических методов и приемов: элементы тимбилдинга, обучение релаксационным техникам и приемам самокоррекции эмоционального состояния.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ» с целью демонстрации собственного опыта работы с родителями.
Элементы тренинговой работы с родителями детей младшей группе ДОУ
Адаптация к ДОУ
Цель: содействие снижению психоэмоционального напряжения родителей в период адаптации их детей к ДОУ.
Задачи: психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей к ДОУ;
содействие развитию эмпатического восприятия у родителей с помощью элементов тимбилдинга;
обучение элементам самокоррекции эмоционального состояния;
ознакомление с элементами немедицинского массажа для применения в общении с ребенком.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Меня зовут Наталья Витальевна Семененко. В стенах этого детского сада я работаю уже почти 20 лет. И очень надеюсь, что профессиональный опыт поможет мне быть вам полезной.
Я поздравляю вас с новой страницей жизни ваших детей — первой ступенью образования. Совсем недавно, жизнь малышей и ваша изменилась очень сильно – вы стали родителями воспитанников ДОУ, а ваши малыши воспитанниками ДОУ. Все находятся в сложном периоде адаптации к ДОУ: и взрослые и дети!
Пожалуйста, поднимите руки те родители, которые заметили у детей
беспокойство,
страх,
заторможенность/возбудимость,
капризность,
упрямство,
А теперь давайте посчитаем изменения в жизни ребенка!
режим
питание
помещение
приемы воспитания
круг воспитания
игрушки
Перечислять можно и дальше. Но уже из этого, не следует ли, что такие реакции ребенка вполне обоснованы. Здесь важно помочь маленькому человеку быстрее пройти этот процесс. Как это сделать?
Поднимите вверх правую руку и попробуйте сделать хлопок. Получается?
А двумя руками? Громко, легко! Так вот, эти две руки и есть мы сотрудники и вы родители, которым легче вместе помочь ребенку пройти адаптацию.
Сразу обращаю ваше внимание, в среднем считается, что адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Этот временной диапазон, довольно широкий, наводит нас на мысль, что все индивидуально, но есть общие положения.
Упражнение «Орех»
В моем мешочке орехи. Выберите, пожалуйста, по одному, рассмотрите его со всех сторон, со всеми подробностями, какие у него неровности, бороздки. Очень внимательно отнеситесь к своему орешку, изучите его.
Изучили? Отлично! Кладите свои орешки на поднос. Спасибо! А теперь я прошу вас найти свой орех!
Родители начинают высказывать свое мнение: «Это невозможно!», «Нам нужно было больше времени».
Вывод: Да, вы совершенно правы! За такое короткое время очень сложно определить и запомнить характеристики выбранного ореха, но это вполне возможно в принципе. Вашим воспитателям (упоминание имени и отчества педагогов) тоже нужно время, чтобы определить индивидуальные особенности каждого ребенка, подобрать к нему «ключик», ведь все детки такие разные. Опыт, чуткость и профессиональные компетенции педагогов обязательно помогут успешно выстроить воспитательно-образовательный процесс. Однако вспомните, какие неубедительные хлопки получаются одной рукой! Для успеха необходимо сотрудничество. Помогите нам, пожалуйста, расскажите о своей доченьке или о своем сыночке.
Упражнение «Ленточки».
Я предлагаю вам выбрать ленточку из корзинки. Назовите одно качество своего ребенка, например: мой сын очень настойчивый или очень активный и привяжите свою ленточку к ленточке соседа.
Вывод: все детки такие разные: хорошие, замечательные, любимые. Но, посмотрите, что у нас получилось! Получился круг! Целое, состоящее из отдельных индивидуальностей. Мы составляем общее целое – группу детского сада! Мы вместе — мы группа ДОУ. А вместе — мы сила!
Упражнение «Газета»
Итак, мы узнали, что негативные реакции ребенка в процессе адаптации к ДОУ вполне объяснимы и понятны их причины. Переходим к вопросу «Как помочь ребенку и самим себе пережить этот сложный период?». Предлагаю освоить способы освобождения от накопившегося негатива! Например, следующее упражнение.
Выбирайте по одному газетному листу.
Замечу в скобках, что, как правило, родители начинают внимательно, читать содержание газеты, стараясь его запомнить. Они помнят инструкцию к упражнению «Орех», что говорит о высокой включенности в деятельность, заинтересованности в ее успехе. Следовательно, родители испытывают напряжение, которое получит выход в предлагаемом упражнении.
А теперь рвите ее на мелкие-мелкие кусочки!
Педагог-психолог демонстрирует, как рвать газету с наслаждением, методично, а затем обрывки подбрасываются вверх в виде салюта.
Со словами «Убираю быстро-быстро, чтобы стало чисто-чисто» собираем обрывки, выбрасываем в подготовленный пакет.
Здесь можно обратить внимание родителей, что волшебные слова «Убираю быстро-быстро, чтобы стало чисто-чисто» можно повторять дома при уборке игрушек.
Еще одна техника для стабилизации нервной системы «Немедицинский массаж». Его можно и нужно делать себе и ребенку для того, чтобы успокоиться, настроиться, снять психоэмоциональное напряжение.
«Ежик».
Выбирайте по одному массажному мячику. Положите его на одну ладонь, а пальцами другой, прокатывайте от начала ладони по каждому пальцу и обратно, при этом проговаривая:
«Дай ладошку моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит по дорожкам
Весь в колючках серых ежик.
Ищет он в лесу грибочки
И для сына и для дочки».
Первые строки вызывают яркую эмоциональную реакцию родителей – слезы на глазах. Ее можно рассматривать как катарсис – освобождение от накопленного негатива.
Рефлексия.
Вопросы родителям :
Что нового вы узнали про адаптацию?
Какое из упражнений вам запомнилось больше других?
Какой способ избавления от негатива вы станете применять для себя и для ребенка?
О чем бы вы хотели на следующей встрече?
Завершение.
Слова благодарности родителям за активное участие в тренинге.
Как показывает практика, участие в таких тренингах способствует снижению психоэмоционального напряжения в родительской группе, устанавливает толерантные, эмпатические отношения внутри нее, снижает уровень личностной тревоги и активизирует взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников, в том числе и с ОВЗ.