Приложение МААМ

Организация игр со строительным материалом в разных возрастных группах

Исетова Дина Каиргалеевна
Организация игр со строительным материалом в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы

Организация игр со строительным материалом в разных возрастных группах.

Большинство советских исследователей доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены.

(2) В процессе руководства строительными играми воспитатель осуществляет следующие задачи:

1. Расширяет представления детей и направляет их внимание на труд строителей, используемую ими технику.

2. Обучает способам строительства, воспитывает самостоятельность, активность мышления, конструктивно-творческие способности.

3. Формирует трудолюбие, развивает правильные взаимоотношения детей, способствует объединению их в дружный коллектив.

(3) Воспитатель использует различные приемы:

- Строит сам в присутствии детей младшего возраста.

- Вовлекает малышей в обыгрывание постройки.

- Использует прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.

- Дает ознакомление со строительством в действительной жизни.

- Использует разные методические приемы: демонстрацию образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановку проблемной задачи, сообщение темы постройки с указанием условий.

(4) Руководство воспитателя заключается в:

а) Создании игровой среды - отборе строительного материала, которого должно быть достаточно, чтобы могли играть все желающие.

б) Обогащении представлений детей путем наблюдения построек в жизненных условиях.

в) Ознакомлении со строительством в реальной жизни, с основными формами конструктивно-строительных деталей (кубиками, брусками, кирпичиками, пластинами, призмами, цилиндром).

г) Показ способов соединения деталей, замены одной формы детали с помощью других.

В руководстве строительно-конструктивными играми используются два пути:

(5) Первый путь — обучение конструктивной деятельности детей на занятиях.

Второй путь — обучение приемам конструирования и развития конструктивных умений и способностей в процессе руководства самостоятельными играми детей.

Дети в процессе обучения овладевают необходимыми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети переходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом.

(6) Руководство строительными играми в младших группах

В играх детей 2–3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Дети усваивают некоторые технические приемы работы со строительным материалом: накладывать четыре-пять кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывать кирпичики в ряд большой плоскостью на столе, ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость, располагая в ряд, по-разному размещать кирпичики, образуя простейшие перекрытия, называть свои элементарно выполненные постройки, постройки не разрушать, а разбирать, складывать строительный материал (с помощью воспитателя) в постоянное место хранения. Учатся различать и называть детали: кубик, кирпичик, понимать такие слова, как большой — маленький, широкий — узкий, правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и др. Из строительного материала дети обучаются сооружать до 8—10 построек и пользоваться приобретенными умениями для несложных построек, нужных им в игре.

(7) В младших группах детского сада у детей формируются простейшие, но четкие строительно-конструктивные умения, складывается первый опыт игры. Воспитатель осуществляет в ходе игры важные педагогические задачи: воспитание устойчивого интереса к играм и занятиям со строительным материалом; обучение ребят умению воспроизводить элементарные постройки по показу и слову воспитателя, пользоваться строительным материалом для сооружения несложных построек в игре, находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми предметами окружающей жизни, называть постройки, сделанные воспитателем, сознательно выбирать те детали, которые больше подходят для данного образца; воспитание общительности, доброжелательного отношения к детям.

Руководство заключается в создании игровой среды, отборе и предоставлении детям строительного материала, игрушек, обыгрывании построек.

(8) Руководство строительными играми детей среднего возраста.

У детей пятого года жизни строительные игры тесно связаны с сюжетными играми. Дети объединяются по 3-4 человека, договариваются о том, что будут строить, как будут играть. В начале игры происходит распределение частей постройки между участниками игры. Процесс создания постройки требует согласованности в темпе (чтобы все закончили работу примерно в одно время, в отборе деталей (размеру, цвету, форме, в расположении частей постройки. Воспитатель на прогулках обращает внимание детей на здания, транспорт, улицы, ограждения и т. д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Обучение строительным приемам происходит путем использования образца, в процессе совместной с воспитателем постройки. Педагог предлагает самостоятельный выбор как тематики построек, так и сюжетов игр. Дети, которые нерешительно приступают к игре, робко проявляют самостоятельность и инициативу, нуждаются в особенно пристальном внимании педагога. Если причиной этой робости является отсутствие умений строить, надо показать детям, как строить, поощрить их самостоятельные попытки, обратить внимание на постройки других детей. Если воспитатель замечает, что дети затрудняются в выборе замысла, он советует им, что построить, показывает одну-две постройки.

(9) Руководство строительными играми в старших группах.

Строительные игры в старших группах в основном коллективные. В процессе сооружения построек дети учатся согласовывать свои действия, подчиняться общему замыслу, доводить начатую работу до конца. Так формируются волевые качества личности. Игры с постройками особенно близки к трудовой деятельности. В ходе их у детей воспитываются навыки коллективного труда. Умения детей коллективно строить различны. Поэтому воспитатель обращает внимание на формирование навыка и на воспитание взаимоотношений детей в процессе работы. Он предлагает «лучшим строителям» научить тех, кто еще не умеет строить. Руководство играми старших детей в большей мере направленно на установление правильных взаимоотношений между детьми, сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель обучает детей помогать друг другу, обсуждать, что они будут строить и как, что будет делать каждый, учит оценивать вклад каждого в общее дело, анализировать поведение друг друга в процессе игры, поощряет умение доводить начатую стройку до конца. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить процесс и цель строительства с результатом. Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры часто является рассказ воспитателя. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования, или, когда они впервые сооружают постройку и способы действий им незнакомы. Роль педагога заключается в том, чтобы конкретизировать некоторые представления детей, установить связь между отельными ролями при помощи вопросов, советов, напоминаний. Если же замысел игры опирается на разрозненные, поверхностные знания, то задача педагога заключается в том, чтобы углубить возникший у детей интерес, помочь приобрести необходимые знания посредством чтения, рассматривания иллюстраций, бесед.

Таким образом, систематическое использование строительно-конструктивных игр в образовательной и совместной деятельности, правильное применение методов и приемов педагогического руководства детским конструированием, учет возрастных возможностей и интересов детей – все это в комплексе поможет нам обеспечить развитие интегративных качеств детей.

(10)

Схема конструирования 1 младшая группа

Схема конструирования 2 младшая группа

Схема конструирования средний возраст

Схема конструирования старший возраст

Публикации по теме:

Значение игр и занятий со строительным материаломЗначение игр и занятий со строительным материалом «Значение игр и занятий со строительным материалом». Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нм,.

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация игр со строительным материалом в разных возрастных группах
Опубликовано: 7 февраля 2025 в 12:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игр со строительным материалом в разных возрастных группах» (включая файлы) размещена пользователем Исетова Дина Каиргалеевна (УИ 1261858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД