Анастасия Игоревна Саленек
Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
Одним из эффективных средств коррекции речевых нарушений у дошкольников является физическая культура. Двигательная активность играет важную роль в формировании речевой функции, так как моторика и речь тесно взаимосвязаны. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, дыхания и артикуляционного аппарата способствует не только улучшению двигательных навыков, но и положительно влияет на речевое развитие ребенка.
Взаимосвязь речевого и двигательного развития
Исследования показывают, что речевые нарушения у дошкольников нередко сопровождаются отклонениями в развитии двигательной сферы. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) могут испытывать трудности с крупной и мелкой моторикой, координацией движений, ориентацией в пространстве. Это связано с особенностями функционирования центральной нервной системы, недостаточным развитием межполушарных связей, слабостью кинестетического и кинетического праксиса.
В норме речевое развитие ребенка идет параллельно с развитием моторных навыков. В младенчестве освоение хватательных движений, ползания, ходьбы стимулирует активность мозга, отвечающего за речь. Если же двигательное развитие задерживается, это может привести к нарушениям формирования звуковой стороны речи, лексико-грамматической структуры, темпа и ритма речевого высказывания.
Роль физических упражнений в коррекции речевых нарушений
Физическая культура в работе с детьми с нарушениями речи включает в себя различные виды упражнений, направленных на развитие двигательной активности, координации и дыхательной системы. Среди них особое значение имеют:
1. Общеразвивающие упражнения – способствуют улучшению координации движений, ловкости, быстроты реакции. Упражнения на равновесие, прыжки, ходьба с разными амплитудами шагов помогают активизировать работу головного мозга и способствуют развитию речи.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики – включают в себя манипуляции с предметами (мозаика, конструкторы, лепка, рисование, застегивание пуговиц и т. д.). Развитие мелкой моторики активизирует зоны головного мозга, отвечающие за речь.
3. Дыхательная гимнастика – формирует правильный речевой выдох, способствует развитию силы и плавности голоса, улучшает дикцию. Дыхательные упражнения можно сочетать с элементами игр, ритмическими движениями, что делает занятия более увлекательными.
4. Артикуляционная гимнастика – выполняется параллельно с физическими упражнениями, что повышает эффективность работы над речью. Артикуляционные движения можно включать в игровую деятельность, сочетать с ритмичными упражнениями и музыкальным сопровождением.
5. Логоритмика – комплекс движений под музыку, ритмичных хлопков, шагов и речевых упражнений. Логоритмические занятия помогают синхронизировать речь и движение, формируют темпоритмическую организацию речи, развивают слуховое внимание и память.
Организация физкультурных занятий с детьми с речевыми нарушениями
Эффективность занятий по физической культуре для детей с речевыми нарушениями зависит от правильной организации процесса. Основные принципы:
- Комплексный подход – сочетание физической активности с речевыми упражнениями, дыхательной гимнастикой, артикуляционной моторикой.
- Игровая форма – занятия должны быть интересными, насыщенными элементами движения, ритма и взаимодействия.
- Индивидуальный подход – учет степени речевого нарушения, моторных возможностей каждого ребенка.
- Систематичность– регулярные занятия способствуют устойчивому положительному результату.
Физическая культура играет важную роль в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Развитие двигательной активности, мелкой моторики, координации и дыхания оказывает положительное влияние на формирование речи. Комплексное применение физических упражнений, логоритмики, дыхательной и артикуляционной гимнастики способствует улучшению речевой деятельности, повышает уверенность ребенка в себе, помогает успешной адаптации в коллективе и подготовке к школьному обучению.