Приложение МААМ

Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников

Анастасия Игоревна Саленек
Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников

Одним из эффективных средств коррекции речевых нарушений у дошкольников является физическая культура. Двигательная активность играет важную роль в формировании речевой функции, так как моторика и речь тесно взаимосвязаны. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, дыхания и артикуляционного аппарата способствует не только улучшению двигательных навыков, но и положительно влияет на речевое развитие ребенка.

Взаимосвязь речевого и двигательного развития

Исследования показывают, что речевые нарушения у дошкольников нередко сопровождаются отклонениями в развитии двигательной сферы. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) могут испытывать трудности с крупной и мелкой моторикой, координацией движений, ориентацией в пространстве. Это связано с особенностями функционирования центральной нервной системы, недостаточным развитием межполушарных связей, слабостью кинестетического и кинетического праксиса.

В норме речевое развитие ребенка идет параллельно с развитием моторных навыков. В младенчестве освоение хватательных движений, ползания, ходьбы стимулирует активность мозга, отвечающего за речь. Если же двигательное развитие задерживается, это может привести к нарушениям формирования звуковой стороны речи, лексико-грамматической структуры, темпа и ритма речевого высказывания.

Роль физических упражнений в коррекции речевых нарушений

Физическая культура в работе с детьми с нарушениями речи включает в себя различные виды упражнений, направленных на развитие двигательной активности, координации и дыхательной системы. Среди них особое значение имеют:

1. Общеразвивающие упражнения – способствуют улучшению координации движений, ловкости, быстроты реакции. Упражнения на равновесие, прыжки, ходьба с разными амплитудами шагов помогают активизировать работу головного мозга и способствуют развитию речи.

2. Упражнения на развитие мелкой моторики – включают в себя манипуляции с предметами (мозаика, конструкторы, лепка, рисование, застегивание пуговиц и т. д.). Развитие мелкой моторики активизирует зоны головного мозга, отвечающие за речь.

3. Дыхательная гимнастика – формирует правильный речевой выдох, способствует развитию силы и плавности голоса, улучшает дикцию. Дыхательные упражнения можно сочетать с элементами игр, ритмическими движениями, что делает занятия более увлекательными.

4. Артикуляционная гимнастика – выполняется параллельно с физическими упражнениями, что повышает эффективность работы над речью. Артикуляционные движения можно включать в игровую деятельность, сочетать с ритмичными упражнениями и музыкальным сопровождением.

5. Логоритмика – комплекс движений под музыку, ритмичных хлопков, шагов и речевых упражнений. Логоритмические занятия помогают синхронизировать речь и движение, формируют темпоритмическую организацию речи, развивают слуховое внимание и память.

Организация физкультурных занятий с детьми с речевыми нарушениями

Эффективность занятий по физической культуре для детей с речевыми нарушениями зависит от правильной организации процесса. Основные принципы:

- Комплексный подход – сочетание физической активности с речевыми упражнениями, дыхательной гимнастикой, артикуляционной моторикой.

- Игровая форма – занятия должны быть интересными, насыщенными элементами движения, ритма и взаимодействия.

- Индивидуальный подход – учет степени речевого нарушения, моторных возможностей каждого ребенка.

- Систематичность– регулярные занятия способствуют устойчивому положительному результату.

Физическая культура играет важную роль в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Развитие двигательной активности, мелкой моторики, координации и дыхания оказывает положительное влияние на формирование речи. Комплексное применение физических упражнений, логоритмики, дыхательной и артикуляционной гимнастики способствует улучшению речевой деятельности, повышает уверенность ребенка в себе, помогает успешной адаптации в коллективе и подготовке к школьному обучению.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2025 в 13:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Игоревна Саленек (УИ 3395192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД