Гущина Екатерина Геннадьевна
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей
Аннотация: В статье затронуты проблемы экологического воспитания дошкольников посредством связи МБДОУ и семьи.
Ключевые слова: экологическое воспитание, культура, экология, нравственность, природа, быт.
«Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе» — толкует экологический словарь.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Иными словами, экологически образованный человек понимает, что природа – живое существо, как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны. Вот почему так важно воспитывать в детях бережное отношение к миру. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются основы экологической культуры личности.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Таким образом, в процессе дошкольного образования становление экологически воспитанных личностей возможно при решении следующих задач:
-Формирование у детей экологического сознания.
-Формирование у детей практических навыков и умений при осуществлении разнообразной деятельности в природе.
-Воспитание гуманного отношения к природе.
Реализация задач экологического характера возможна только при ее правильной организации в детском учреждении. Правильно проведенный анализ в области экологического воспитания дает возможность увидеть сильные и слабые стороны, спланировать методическую помощь с учетом вопросов планирования экологического воспитания. Решить данный круг задач можно лишь при участии взрослых — педагогов, членов семьи, всех тех, кто участвует в процессе воспитания ребенка. Главенствующим в экологическом воспитании ребенка является любовь родителей к природе. Если родители сами любят природу, то и у их детей пробуждается это чувство. Очень важно вовремя поддержать в ребенке любовь к прекрасному! К сожалению, знания большинства взрослых об экологических проблемах крайне ограничены. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Поэтому формирование экологического воспитания полностью ложится на плечи педагогов дошкольного учреждения. Нельзя мириться с тем, что дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха наблюдают потребительское отношение к природе от своих родителей.
Признание приоритета семейного экологического воспитания требует взаимоотношений, сотрудничества и целенаправленной работы ДОУ и семьи, основными направлениями которых являются:
1. Изучение экологической воспитанности родителей;
2. Экологическое просвещение родителей с целью повышения их экологической культуры.
Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию семей дошкольников. Повышение уровня экологической воспитанности родителей целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
-изучение особенностей экологического воспитания ребенка на разных стадиях;
-знакомство с современными системами экологического воспитания;
-пропаганда здорового образа жизни.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
В нашем детском саду проводятся групповые тематические родительские собрания во время проведения которых стараемся реализовать принцип партнерства, диалоги и общение происходят в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей.
На семинарах и семинарах-практикумах родители и воспитатели делятся практическим опытом по вопросам экологического воспитания детей.
В своей работе используем следующие индивидуальные формы работы:
беседы индивидуального характера, а также коллективные беседы и консультации, например, «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье», «Экологическая азбука малышам», «Правила поведения в природе».
Важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление стендов, папок-передвижек, буклетов, экологических газет на различные темы.
Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация творческих конкурсов и выставок семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку. Многие выставочные работы долгое время украшают уголки природы, интерьер групповых комнат.
Увлекательное трепетное отношение к природе формируется через проектную деятельность. Вовлечение родителей в проекты экологической направленности решает задачи формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности в деле воспитания детей.
Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу.
Таким образом, именно последовательная работа детского сада и родителей поможет воспитанию у детей осознанного и бережного отношения детей, к природе, к людям и окружающему миру, что составляет экологическую культуру.
Литература:
1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006