Елена Борзова
Всестороннее развитие детей в работе с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия.
Чтобы наши дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, необходимо задуматься, чем являются их встречи с природой - интересным делом, забавой или заполнением свободного времени. Изготовление игрушек и поделок из природного материала - это увлекательный, приятный и кропотливый труд, и для того, чтобы дети им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства и ловкость.
Публикация «Всестороннее развитие детей в работе с природным материалом» размещена в разделах
Дети часто приносят с экскурсий и прогулок шишки, желуди, красивые камушки, подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Все это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: "На что похоже? Что напоминает?", что побуждает детей внимательно вглядываться в материал, сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, фантазировать, продумывая заранее, что из него можно будет сделать, какую композицию создать.
Беседуя с детьми, взрослый побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, так как, во время таких бесед у развиваются смекалка, сообразительность, расширяются представления об окружающем мире, углубляются знания, обогащается речь.
Когда дети узнают, где и как растут каштаны, желуди, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно предлагать им задания.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале они не точные, то в последствии рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, мы можем заметить, что в начале дети рассматривают образец, анализируя его структуру, способы изготовления, далее после усвоения этого процесса, задания усложняются, дети рассматривая рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, изготавливают поделку по заданию или собственному замыслу без предварительного анализа.
Работы по изготовлению из природного материала способствуют развитию у детей внимания, что повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей, в этом труде всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого он учится устанавливать причины неудач, преодолевать их, тем самым постепенно у него формируются такие качества,как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые приобретают значительную побудительную силу, и каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Именно в данном виде труда есть возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности, так, как при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу своей работы, и соотносить результат с образцом.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, испытываемое в процессе создания поделки очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Результаты труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют детей, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую новую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. Работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.