Лучший педагог года

Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа (1 фото)

ольга ефимова
Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа

«Подвижник дивный и святитель, крепчайшей веры глубина», - так писал в своем стихотворении «Моему святому» поэт из русского дворянского рода, наследник родового имени в честь Преподобного Сергия Радонежского - Сергей Бехтеев. На протяжении последних семи веков для священнослужителей, историков, философов, ученых, писателей и простых людей образ Преподобного Сергия Радонежского является предметом непрестанных размышлений, несмотря нас то, что до нас не дошло ни собственных писаний Сергия Радонежского, ни точной записи его бесед и поучений.

Публикация «Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа» размещена в разделах

Российский историк Василий Осипович Ключевский, в своих исследованиях посвященных игумену земли русской Сергию Радонежскому, предположил, что притягательность к образу святого объясняется стремлением народа познать «нравственное учение Сергия», «понять его поступки в системе ценностей того времени», пересмотреть «свой нравственный запас», завещанный нам «благодатным воспитателем русского народного духа Сергием Радонежским».

Выдающиеся деятели разных эпох, используя разные методы, предпринимали попытки проложить пути народа к осознанию нравственного учения Сергия Радонежского, и каждая новая попытка становилась лишь направлением движения. Объяснение данному явлению русский писатель и переводчик Борис Константинович Зайцев видит в следующем: «путь познания учения радонежского игумена каждый должен пройти самостоятельно», используя для этого «собственный духовный опыт».

Сегодня, мы тоже хотим предпринять попытку и раскрыть образ святого как благодатного воспитателя русского народного духа, рассказать об основных направлениях движения педагогического сообщества дошкольного образования города в познании нравственного учения Сергия Радонежского.

Как известно, с позиции общественного явления воспитание представляет собой процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающим поколениям. На какие обстоятельства мы, как педагоги, должны обратить внимание наших детей при передаче им общественного опыта той исторической эпохи, в которой жил Сергий Радонежский? Какие вехи этого опыта должны стать основой жизни человека и профессиональной деятельности педагога?

Историческое время Преподобного, славилось между усобицами князей, страхом смерти от набега татар, торжества зла над добром, безграничной алчностью и властью денег, своеволием и бессилием, ненавистью и разорением. Время то мало чем отличалось от других исторических эпох на Руси. Голландский философ, историк, профессор Йохан Хейзинг справедливо заметил: «Всякое время оставляет после себя гораздо больше следов своих страданий, чем своего счастья. Бедствия - вот из чего творится история».

Именно в период бедствий и нравственного упадка народа в семье ростовских бояр на свет появился Варфоломей - будущий игумен земли русской. Борис Константинович Зайцев писал: «Как любой человек Варфоломей всю жизнь хранил в душе образы матери и отца, знатных, богатых, но обнищавших от набегов татар и беззакония князей. Добрых, тихих, горячо верующих людей, живущих по совести и заповедям Божьим. Варфоломей рос, внимательно всматриваясь в окружающий мир, предаваясь постоянному размышлению, он хотел понять все происходящее вокруг, найти свое место среди людей, в мире, в котором, все катилось в бездонную яму».

Поддаться ли болезни времени, которую обличал русский проповедник тринадцатого века Серапион Владимирский, и устремиться «выжимать деньги из тех, кто находится ниже, кто не имеет средств, для защиты, и стать победителем среди тех, кто лучше других умеет собирать деньги и умнее других - тратить?» Или выбрать жизненный путь своих родителей? Варфоломей в ходе размышлений сделал свой свободный нравственный выбор и предпочел путь своих родителей, путь неуклонного исполнения христианского долга, стремление к нравственному идеалу, путь монаха.

Российский историк, Николай Сергеевич Борисов размышляя о выбранном юношей жизненном пути, писал Варфоломей: «бежал от общества людей - а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча - но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Он не был исключительно церковным деятелем, его заслуги перед Отечеством не сводятся лишь к его миротворческим походам и благословению воинов, идущих на Куликовскую битву. Он стал подлинным «светильником» - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Всегда избегая судить и назидать, он учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. И народ слышал его безмолвную проповедь».

Вторя русскому историку, Йохан Хейзинг обращаясь к образу святого, пишет, что в исторической эпохи Сергия Радонежского, как эпохи «состоявшегося» менее всего можно увидеть результаты проповеди Сергия. Но если бы возможна была «история несостоявшегося» - как рассказ о тех злодеяниях, которые были остановлены человеческой совестью, - то именно в этой истории мы обнаружили бы немало следов деятельности Радонежского игумена».

Образ родителей, их вера, православный уклад и пример общественной и семейной жизни по совести и заповедям Божьим, следование в жизни православным духовно-нравственным законам, ценностям и традициям все это послужило основанием в воспитании отрока и определении его жизненного пути.

А, для нас сегодня живущих, перечисленные выше факторы, есть напоминание, о том, что свободный выбор человека жить по заповедям Божьим, это тот аспект, на который мы должны обратить внимание подрастающего поколения при передаче им опыта общественно-исторической эпохи Сергия Радонежского. Сергий Радонежский имел убеждение, как пишет Николай Сергеевич Борисов : «что нет смысла менять внешние формы, то есть общественно-историческую эпоху, человеческого общежития, прежде чем изменится сам человек. Но когда каждый будет жить по Евангелию, то и вопрос о политических формах потеряет всякое значение. Любая форма будет хороша».

Стремление человека жить по евангельским заповедям все чаще становится предметом размышлений современной педагогической науки и практики и это не случайно. Проблема нравственного развития человека, его выбора и осознания им ценностно смыслового приоритета бытия, является актуальной во все времена.

В объяснении данного явления нам близка точка зрения Василия Осиповича Ключевского, что от вековых бедствий человек так оскудевает нравственно, что не может не замечать в своей жизни недостатка важных основ христианского жития, но еще не настолько человек черствеет от этой скудости, что, не может, ни чувствовать потребности в них.

Нравственные устремления Сергия Радонежского, о которых пишет нам Святитель Дмитрий Ростовский в житии Преподобного : «служить праведными трудами близким как раб купленный, быть во всем учителем и исполнителем. Наставлять не столько тихим, кротким словом, сколько примером, следить за своей внешней и внутренней чистотой жизни, быть строгим к себе и любить близких, быть неутомимым в трудах, иметь отеческую любовь и смирение», являются для современного человека той недостающей потребностью жизни, на которую указывает нам Василий Осипович Ключевский. Основанием для тех, кто только собирается избрать путь воспитателя. Заветом Преподобного всем тем, кто уже идет профессиональным путем воспитателя.

Следование заветам Преподобного Сергия Радонежского в образовании человека стало предметом размышлений педагогов, представителей искусства, культуры, политики, общественности и всех участников восьмых Образовательных чтений Центрального федерального округа Российской Федерации, прошедших в этом году в городе Курск и посвященных теме: «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского. Традиции и инновации в условиях модернизации образования». Педагогическое сообщество нашего города приняло активное участие в работе чтений, в ходе которых представило нравственные размышления и опыт работы по теме: «Духовность и нравственность как базовые характеристики развития личности дошкольника».

Следование завету Преподобного Сергия Радонежского в устремлении к главным христианским ценностям: любви, радости, долготерпению, милосердию, вере и кротости, стали предметом создания педагогическим сообществом нашего города мультимедийного проекта «Книжкины странички похожи на реснички - глаза открывают», который признан лучшей инновационной разработкой и победителем областного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Нравственный завет Сергия Радонежского о том, что все надо начинать, прежде всего с самого себя стал призывом к объединению педагогического сообщества, создания ресурсного центра на базе ДОУ по теме: «Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития участников образовательного процесса». Основной целью деятельности ресурсного центра является оказание помощи участникам образовательного процесса в осознании ими ценностно смыслового приоритета окружающего мира, объединение усилий педагогов, в деле духовно-нравственного воспитания участников образовательного процесса, разработке и использования в педагогической практике лучших инновационных материалов направленных на формирование духовно-нравственных основ самых маленьких граждан нашего города. В рамках деятельности ресурсного центра только с начала этого учебного года прошло три семинара-практикума для разных категорий участников образовательного процесса, предметом деятельности семинаров было использование духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в современной системе образования.

Подводя итог нашей попытки раскрыть благодатный образ святого как воспитателя русского народного духа, познакомить с основными направлениями движения педагогического сообщества дошкольного образования города в познании нравственного учения Сергия Радонежского. Мы считаем, что мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, обновляем его, пополняем произведенные в нем траты, когда обращаемся к заветам преподобного Сергия Радонежского, к его святому образу.

Твой образ дивный и поныне,

В народной памяти живет.

И вновь из праха встали Храмы,

Твоей Обители святой.

И к ним заглохшими тропами,

Ища спасенье и приют,

Страдальцы с горем и скорбями

Народною рекой текут.

«Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Публикации по теме:

Фоторепортаж из Свято-Троицкой Сергиевой лаврыФоторепортаж из Свято-Троицкой Сергиевой лавры Сегодня празднуется700-летие рождения преподобного Сергия Радонежского, величайшего подвижника земли Русской. Он был устроителем и первым.

Экскурсия на праздник, посвящённый 700-летию Сергия РадонежскогоЭкскурсия на праздник, посвящённый 700-летию Сергия Радонежского Цель: знакомство с жизнью святого Сергия Радонежского. Задачи: познакомить с жизнью и подвигами Сергия Радонежского;..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа
Опубликовано: 17 января 2015 в 20:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преподобный Сергий Радонежский — благодатный воспитатель русского народа» (включая файлы) размещена пользователем ольга ефимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД