Алия Хасанова
Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО
Одними из принципов дошкольного образования по ФГОС выступает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Для достижения этих целей в детском саду должны быть созданы все условия. Рассмотрим конкретный пример создания информационного и образовательного пространства для изучения и приобщения детей к народным истокам в в целях формирования семейных ценностей.
Публикация «Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Республика Татарстан
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В сегодняшнем мире информационных технологий и в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим народным традициям, его вековым корням. Традиции, обычаи и народные праздники – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Наш детский сад с 1993-1994 учебного года считается национальным детским садом. Начиная с этого дня коллектив поставил перед собой одной из задач по воспитанию у подрастающего поколения знание истории, культуры, традиции своего народа.
Свою работу начали с создания уголков быта татарского и русского народов в кабинете татарского языка и в группах, где силами педагогов детского сада уже накоплен огромный материал для ознакомления дошкольников с жизнью, культурой, обычаями, бытом своего народа. Силами воспитателей проведена кропотливая работа по созданию мини- музея, который отвечает современным требованиям по сбору музейных экспонатов. Теперь наши дети знают, для чего нужно коромысло и что такое «прясть пряжу вручную».
Следующим этапом было составление перспективных планов по ознакомлению с историей и культурой народа. В этих планах широко использованы национальные праздники и игры. Мы нашли родителей старшего поколения, которые знакомы с древними праздниками, обычаями, традициями, решили, знакомить с ними детей и родителей.
Сейчас в нашем детском саду ежегодно проводятся такие праздники, как «Каз мсе», «Сабантуй», «Аулак й», «Бби кр» или «Бби ашы». Воспитатели вначале через беседы, консультации, игры знакомят детей, родителей с тем или иным праздником.
А при подготовке и проведении родители становятся активными участниками. Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование таких семейных ценностей как уважение к старшему поколению, стремление помочь в любой ситуации, поддержка близкого человека и умение развлекаться. Участвуя в праздниках дети учатся выступать, хорошо развивается связная речь. Одним словом национальные праздники и игры развивают дошкольников всесторонне.
При проведении праздника очень важен подготовительный этап. Он выполняет познавательную функцию - дети подробно знакомятся с ритуальными обрядами, воспитательную - почувствовать, соприкоснуться с народным духом, проникнуться уважением к древним народным традициям, способствует развитию доброты, человечности в детях, творческую - подготовка выставок, танцы, песни, театральные представления.
Национальные обряды, праздники, обновляясь, бережно хранят все испытанное временем, заботясь, чтобы совокупная деятельность выполняла свое главное предназначение: была естественным регулятором гармоничного развития ребенка выполняя то, чего не хватает ему в реальной жизненной среде.
Праздники при правильном подборе входящих в них элементов становятся эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.
Велико воздействие праздников на познавательное и эстетическое развитие ребенка. И очень важно не допускать однообразия при их проведении. Необходимо продумать художественные элементы праздника и тщательно отбирать песни, стихи, музыку и конечно игры. Без них не один детский праздник не станет по- настоящему веселым, ярким, интересным. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.
Сохранение и возрождение национальных праздников обогащает праздничную культуру детского сада, служит хорошей основой формирования семейных ценностей и воспитания патриотических чувств.
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»
города Нижнекамск
Хасанова Алия Рамиловна