Кузнецова Яна Сергеевна
Консультация «Возрастные особенности детей 5–6 лет»
5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка.
На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения (увеличение массы тела, роста). Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети отображают события общественной жизни. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии.
Публикация «Консультация „Возрастные особенности детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплощают свои замысли, доводят их до конца.
В этом возрасте существенную роль начинают играть элементы таких видов деятельности, как труд и учение. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других.
У детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Это положительно отражается на всех сторонах развития. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания.
Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. На шестом году жизни дети оценивают не только свойство предметов, но и разновидности этих свойств. Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, тембр).
Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве; замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра», о последовательности времен года.
На шестом году жизни интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать простые зависимости между ними, учатся рассуждать о наблюдаемых фактах, строить элементарные умозаключения.
У детей продолжают совершенствовать все стороны речи: чище становится произношение, более развернутыми становятся фразы.
Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и моральных качеств.
На шестом году жизни дети постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, взглядом, мимикой, интонацией голоса и т. п.). Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, правильная оценка результатов собственных действий.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире (о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных, растениях, странах, изобретениях и др.).
Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную или интеллектуальную) можно заложить в ребенка.