людмила шумкина
«Воздух-невидимка» Конспект исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух-неведимка»
Цель: создание условий для развития информационной компетентности о свойствах воздуха
Задачи:
образовательные: - расширять представления о свойствах воздуха и способах его обнаружения; - развивать умения делать выводы по итогам эксперимента с опорой на собственные предположения; развивающие: - развивать наглядно-действенное мышление в процессе проведения опыта; - приобщать к правилам безопасного поведения в процессе проведения опыта; - развивать познавательный интерес к неживой природе, любознательность; - активизировать речь, пополнять словарный запас детей; воспитательные: - воспитывать чувство сопричастности к общему делу, потребность в сотрудничестве со взрослым и сверстниками; - воспитание экологической культуры.
Публикация «„Воздух-невидимка“ Конспект исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Словарная работа: воздух- невидимка, струйка воздуха, воздух тёплый и прохладный.
Оборудование: мультимедиа, карты -схемы, трубочки для коктейля, камешки, 2 ёмкости с водой, поднос, свеча, салфетки, 2 полиэтиленовых пакета, пластмассовые шарики.
Предварительная работа: беседа «Чем мы дышим?», просмотр мультфильма «Приключения Винни- Пуха и его друзей», целевые наблюдения на прогулках, игры с воздушными шарами.
Содержание образовательной деятельности
Организационный момент
-Ребята, помните, мы недавно смотрели мультфильм о Винни- Пухе и его друзьях?
-Что случилось с Пятачком, когда он шёл в гости?
Воспитатель предлагает детям посмотреть фрагмент мультфильма (момент, где у Пятачка лопнул шарик).
Мотивационно - ориентировочный этап
-Ребята, как вы думаете, что почувствовал Пятачок, когда у него лопнул шарик?
-Кто из вас догадался, почему лопнул шарик? А что в нём было?
-Пятачок догадывался, что в шарике был воздух?
На экране появляется слайд с изображением Пятачка и письмо о помощи узнать, что где живёт воздух и какой он бывает.
-Как можно помочь Пятачку? (высказывания детей)
Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар (сдутый)
Поисково - практический этап
-Ребята, как вы думаете, что с этим шаром можно делать? (предположения детей)
-Надуем?
Воспитатель надувает шар.
- Какой он?
Дети обследуют шар, описывают его.
Затем, воспитатель, как будто нечаянно отпускает шар.
-Что случилось с шариком? Почему он полетел? (рассуждения детей)
-Вы видели, как воздух выходил из шарика?
-Значит воздух, какой?
-Как мы его можем назвать? Воздух -….невидимка.
-Хотите убедиться, что воздух невидим? Пойдёмте со мной,
Воспитатель подводит детей к столу с оборудованием.
Опыт 1.
Перед детьми- 2 пустых полиэтиленовых пакета. Воспитатель предлагает детям наполнить 1-ый пакет пластмассовыми шариками.
-Каким пакет стал? (ответы детей)
Затем воспитатель набирает в пустой пакет воздух, скручивает его около отверстия, предлагает детям сравнит 2 пакета.
-Как вы думаете, что во втором пакете? Кто этот «невидимка»?
(рассуждения детей)
На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что воздух невидим.
-Ребята, а где живёт этот воздух - невидимка? (высказывания детей)
-Как вы думаете, в воде есть воздух? (предположения детей)
-Давайте исследуем вместе.
Опыт 2.
Воспитатель предлагает детям встать вкруг, закрыть глаза. Каждому ребёнку в руку кладёт «секретик» (3-ём детям- трубочки, остальным- камушки). С помощью «секретиков» дети делятся на 2 «тройки» и определяют место своего исследования.
На 1-ом столе стоит ёмкость с водой, карточка - схема с изображением ёмкости с водой и трубочки, опущенной в воду.
На 2-ом столе - ёмкость с водой, карточка - схема с изображением ёмкости с водой и руки, держащей камушек.
Самостоятельное исследование детьми с опорой на карточку - схему.
Затем каждая «тройка» самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает о результатах своих действий:
-Расскажите, что вы сейчас делали? Что вы видели?
Сравниваем результаты опытов:
-Почему появляются пузырьки? (выделяется воздух, он в воде находится в виде пузырьков).
Вместе с детьми делается вывод, что в воде есть воздух, в виде пузырьков.
-Как мы узнаем, что воздух есть вокруг нас и какой он бывает?
(предположения детей)
Опыт 3.
Воспитатель предлагает детям сложить губы в трубочку и тонкой струйкой подуть на свою ладошку.
-Струйка какого воздуха коснулась вашей ладошки? (прохладного)
Затем воспитатель предлагает поднести ладонь близко ко рту и выдохнуть на неё воздух.
-А теперь, какой воздух вы почувствовали? (тёплый, почти горячий).
-Значит, воздух бывает какой?
Вместе с детьми делаем вывод, что воздух бывает прохладный, тёплый, горячий.
Опыт 4. (этот опыт можно взять и на следующее занятие по исследовательской деятельности)
Воспитатель, соблюдая все меры предосторожности, зажигает свечку и предлагает детям проверить, где воздух теплее, над свечкой или около неё? (в процессе проведения опыта воспитатель разговаривает с детьми о правилах пользования спичками и безопасного поведения около огня).
После проведения опыта дети самостоятельно делают вывод, что воздух над свечкой теплее, чем около неё.
-Как вы думаете, где ещё можно почувствовать тёплый воздух? (ответы детей).
Рефлексивный этап
- Что интересного было сегодня?
- Что нового о воздухе вы узнали?
- Как же нам теперь обо всём этом сообщить Пятачку? (ищем с детьми возможность сообщения).