вдовиченко наталья
Воспитательная ценность сказок в развитии социально-коммуникативных навыков младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитательная ценность сказок в развитии социально-коммуникативных навыков младших дошкольников»
«Сказка - зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Публикация «Воспитательная ценность сказок в развитии социально-коммуникативных навыков младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом
Воспитательная ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В сказках начинается своё первое знакомство с отношениями героев, которые затем переносятся на взаимоотношения ребёнка с родными и близкими, он учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
В процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста по социально-нравственному воспитанию нами был выявлен недостаток в развитии социально-коммуникативных навыков. Мы заметили, что у детей наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности во взаимоотношениях людей, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.
Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка – это та же игра в воображении. Как ребенка гораздо проще научить каким – то навыкам во время игры, так же и объяснить ему что – то намного проще с помощью сказок.
Цель: воспитание социально-коммуникативных навыков младших дошкольников с помощью сказок
Используя сказку в своей работе, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок
2. Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми.
3. развить общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного к сообществу детей и взрослых.
Работа с детьми, с использованием сказок, заключается в следующем:
1. Наличие в группах младшего возраста книжного уголка
В нём дети самостоятельно, по своему вкусу выбирают книгу, сосредоточенно рассматривают иллюстрации и вспоминают содержание.
2.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.
Например, привлекается внимание детей какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может в этой миске испекли Колобок?», скалочка («Не она ли явилась причиной обмана) и т. д.
3. Чтение и совместный анализ сказок.
Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей. При анализе персонажей, дети младшего возраста будут такими категориями как, «хороший» - «плохой», «злой» - «добрый»,
4. Использование сюжетных картинок по сказкам, таких как «Репка», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», Теремок», «Лисичка со скалочкой» и т. д.
Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения
5. Мнемотаблицы «Любимые сказки»
Используются для закрепления в памяти детей сказки, выявления ситуации, в которые попадали герои из-за того, что не выполняли правила поведения и хорошего тона.
Как показали наблюдения, у детей младшего возраста сложился благоприятный, эмоциональный климат, дети легко идут на контакт друг с другом и взрослыми, снизилась раздражительность, тревожность и агрессивность, что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения.
Нельзя не отметить появление у младших дошкольников чувства прекрасного, которое вызывает у детей художественное произведение, а особенно сказка. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-коммуникативных навыков формирования младших дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение социально-коммуникативных навыков младших дошкольников.