Приложение МААМ

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников

Ирина Ощепкова
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»

671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Онохой

2016г.

Цель: Организация взаимодействия учителя – логопеда и педагогов ДОУ направленного на профилактику речевых нарушений.

Публикация «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

Задачи: 1. Познакомить педагогов с причинами речевых нарушений и этапами коррекционной работы.

2. Помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.

3. Способствовать созданию развивающей среды в группах, используя инновационные технологии.

- Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

- Артикуляционная гимнастика – выборка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

- Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции.

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество их выполнения;

движения должны быть точными;

плавность и лёгкость движения без толчков, подёргиваний, дрожаний органов;

движения должны совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать с помощью отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Переключение к другому движению и положению совершаются плавно и достаточно быстро.

Дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 раз.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит образцом для подражания какому - ни будь предмету или его движениям.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает неверно - это может привести к отказу, выполнять упражнение.

Гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее 1 часа).

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребёнка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические упражнения.

Статические – удержание органов артикуляции в определё нной позе к ним относятся:

- «улыбка»

- «трубочка»

- «окошко»

-«лопатка»

- «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

Динамические упражнения- многократное повторение одного и того же движения к ним относятся:

- «улыбка – трубочка»

- «качели»

- «маятник»

- «лопатка – иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)

Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, внизу; различает ли он правую или левую руки.

Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения.

Например:

- правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза;

- левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой за левое;

- левую руку положи на затылок, правую руку на живот, а правую ногу поставь на пятку и т. д.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.

Например:

«Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д. - упражнения вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции.

«Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем не послушный

язычок» - упражнения способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

«Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т. д. – упражнения способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков и звуков [ Р ] и [Л ].

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки. В сказке происходят чудеса и звуки преображаются. Проводится игра с педагогами:

Считалка: Раз - мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочку, губки словно трубочки,

Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять, нужно губки облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать, так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень, вырос гриб на слове «восемь».

Девять – сделай – ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

Это артикуляционная игра – сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для профилактики.

Жил – был язычок (высунуть язык)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал (поцокать языком как лошадка и попрыгать)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку (высунуть острый язык и забрать обратно)

Давай играть вместе, - предложила змейка язычку.

И решили они покачаться на качелях. Кач - кач – кач. («Качели»)

А потом решили поиграть в песочнице, взяли лопатки («Лопатка»)и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторить несколько раз).

Поиграли в футбол

Посмотрели на часы («Часики»)

Пора домой.

И поскакал язычок домой (поцокать языком и попрыгать как лошадка).

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть своё название и образ, что ребё нку интересно: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу и представить, что облизываешь вкусное варенье – клубничное, малиновое яблочное. Таким образом, пополняется словарь ребёнка.

Использование картинок - образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнения. По картинкам - образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки. Рассмотрим картинки образы.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

1. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

2. Улучшить подвижность артикуляционных органов;

3. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

4. Научить ребёнка удерживать артикуляционную позу;

5. Увеличить амплитуду движений;

6. Уменьшить статичность (напряжённость артикуляционных органов);

7. Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Публикации по теме:

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи» Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи. Еена Кравцова. Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшейКонспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей Тема: «Путешествие в страну звуков и буквкв»[/b] Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей! Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание.

Отчет о самообразовании воспитателя «Формирование звуковой культуры речи у дошкольников» ОТЧЕТ О САМООБРАЗОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЯ СТУПИНОЙ О. А. МДОУ «Детский сад № 4 «г. Саратов ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Конспект ООД по развитию звуковой культуры речи Цель Создание условий для фонематического. восприятия детей. Задачи : 1. Учить определять позицию звука в слове на слух. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 17:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ощепкова (УИ 1247146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД