Ирина Ощепкова
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»
671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»
Онохой
2016г.
Цель: Организация взаимодействия учителя – логопеда и педагогов ДОУ направленного на профилактику речевых нарушений.
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах
Задачи: 1. Познакомить педагогов с причинами речевых нарушений и этапами коррекционной работы.
2. Помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.
3. Способствовать созданию развивающей среды в группах, используя инновационные технологии.
- Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Артикуляционная гимнастика – выборка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
- Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество их выполнения;
движения должны быть точными;
плавность и лёгкость движения без толчков, подёргиваний, дрожаний органов;
движения должны совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать с помощью отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Переключение к другому движению и положению совершаются плавно и достаточно быстро.
Дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 раз.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит образцом для подражания какому - ни будь предмету или его движениям.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает неверно - это может привести к отказу, выполнять упражнение.
Гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее 1 часа).
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребёнка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические упражнения.
Статические – удержание органов артикуляции в определё нной позе к ним относятся:
- «улыбка»
- «трубочка»
- «окошко»
-«лопатка»
- «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)
Динамические упражнения- многократное повторение одного и того же движения к ним относятся:
- «улыбка – трубочка»
- «качели»
- «маятник»
- «лопатка – иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, внизу; различает ли он правую или левую руки.
Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения.
Например:
- правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза;
- левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой за левое;
- левую руку положи на затылок, правую руку на живот, а правую ногу поставь на пятку и т. д.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.
Например:
«Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д. - упражнения вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции.
«Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем не послушный
язычок» - упражнения способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
«Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т. д. – упражнения способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков и звуков [ Р ] и [Л ].
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки. В сказке происходят чудеса и звуки преображаются. Проводится игра с педагогами:
Считалка: Раз - мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочку, губки словно трубочки,
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять, нужно губки облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать, так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень, вырос гриб на слове «восемь».
Девять – сделай – ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Это артикуляционная игра – сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для профилактики.
Жил – был язычок (высунуть язык)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал (поцокать языком как лошадка и попрыгать)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку (высунуть острый язык и забрать обратно)
Давай играть вместе, - предложила змейка язычку.
И решили они покачаться на качелях. Кач - кач – кач. («Качели»)
А потом решили поиграть в песочнице, взяли лопатки («Лопатка»)и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторить несколько раз).
Поиграли в футбол
Посмотрели на часы («Часики»)
Пора домой.
И поскакал язычок домой (поцокать языком и попрыгать как лошадка).
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть своё название и образ, что ребё нку интересно: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу и представить, что облизываешь вкусное варенье – клубничное, малиновое яблочное. Таким образом, пополняется словарь ребёнка.
Использование картинок - образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнения. По картинкам - образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки. Рассмотрим картинки образы.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
1. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
2. Улучшить подвижность артикуляционных органов;
3. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
4. Научить ребёнка удерживать артикуляционную позу;
5. Увеличить амплитуду движений;
6. Уменьшить статичность (напряжённость артикуляционных органов);
7. Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.