Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» (11 фото)

Наталья Козлова
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Козлова Наталья Витальевна

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Распространение опыта работы педагогов дошкольного отделения №3 среди педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школа №777

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

Место проведения мероприятия: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №777 имени Героя Советского Союза Е. В. Михайлова», дошкольное отделение №3

Проводят мероприятие: старший воспитатель ДО №3 Козлова Н. В., учитель-логопед ДО №3 Мартиросян А. А.

Выступают с домашними заготовками:

- педагог-психолог (проводит круг «Приветствие»)

- воспитатель младшей группы (проводит пальчиковую игру)

- воспитатель старшей группы (проводит пальчиковую игру)

- музыкальный руководитель (выступает с сообщением «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников»)

Материал: карточки-символы звуков ш, с, р, карточки для выполнения заданий (речевой материал, артикуляционные профили звуков, карточки-рисунки для артикуляционных и дыхательных упражнений; речевой и игровой материал для составления игр на автоматизацию звуков; презентация к выступлению учителя-логопеда «Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста», презентация-дополнение к тексту семинара, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, маркеры, «Коробка сюрпризов» - коробка с карточками-рифмовками; памятки для воспитателей «Требования к речи воспитателя», выставка методической литературы по данной проблеме, анкеты для гостей (оценка уровня проведения мероприятия).

Ход семинара.

1. Приветствие участников семинара и гостей: круг «Приветствие» (Проводит педагог-психолог)

2. Вступительное слово старшего воспитателя Козловой Н. В. (тезисы):

- Наша годовая задача – активизировать работу по формированию звуковой культуры речи в различных видах деятельности.

- В ходе собеседования с воспитателями, выявлен следующий момент: часть педагогов работу по формированию правильной речи у дошкольников и по предупреждению недостатков речи отождествляют с работой учителя-логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по формированию звуковой культуры речи.

- Участвуя в методических мероприятиях в течение года, воспитатели осознали значение собственной деятельности в решении данной проблемы и пришли к выводам:

• работу по формированию звуковой культуры речи у дошкольников необходимо проводить в интеграции с работой по другим разделам развития речи

• данная работа интереснее и эффективнее проходит, если интегрировать различные виды детской деятельности

- Наше мероприятие позволит систематизировать знания педагогов по данному вопросу и даст возможность выбрать наиболее эффективные варианты работы педагогов с детьми

3. Старший воспитатель:

- Для удобства работы предлагаем всем участникам семинара разделиться на команды с помощью карточек-символов звуков ш, с, р

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Фото «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов - фото

Определяем три команды: «Змейки», «Наносы», «Тигры»

Задание командам: придумать девиз своей команды, используя слова, рифмовки со своим звуком

4. Старший воспитатель:

- Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя несколько аспектов.

Задание командам:

Из предложенных терминов (напечатаны на отдельных карточках) выбрать и поместить на магнитной доске только те, которые можно отнести к аспектам звуковой культуры речи. (Правильные варианты терминов выделены жирным шрифтом).

Материал карточек:

Слуховое внимание

Фонематический слух

Фонематическое восприятие

Звуковысотный слух

Способность воспринимать данный темп и ритм речи, восприятие громкости голоса

Подвижный артикуляционный аппарат

Правильное речевое дыхание

Правильное звукопроизношение

Хорошая дикция

Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями

Умеренный темп речи

Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка

Интонационная выразительность речи

Составление описательного рассказа

Пересказ сказок и рассказов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Образование однокоренных слов

Составление предложений

Употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом

5. Учитель-логопед освещает один из аспектов с помощью презентации «Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

6. Учитель-логопед:

- Немаловажной задачей в работе по формированию звуковой культуры речи является работа над правильным произношением звуков родного языка.

Задание для педагогов:

Командам предлагаются артикуляционные профили (на карточках) - Выберите тот, который соответствует вашему звуку (по названию команды)

Фото №1 Распространение опыта Фото №2 Педсоветы семинары тренинги для педагогов Развитие речи Фото №3 Речевое развитие детей Семинар практикум Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март

Дать характеристику звуку.

Проверка – слайды 2, 3,4 Презентации

Например, слайд 2

Артикуляция звука с:

- губы в улыбке

- резцы обнажены, разомкнуты на 1-2 мм

- кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка широкая, распластанная; боковые края языка подняты вверх и плотно прижимаются к верхним коренным зубам

- посередине языка - желобок, по которому идет сильная холодная струя воздуха (контроль - тыльной стороной руки)

- мягкое небо поднято, плотно прижимается к задней стенке глотки, закрывая проход воздушной струе в носовую полость

- голосовые связки разомкнуты, голоса нет

Характеристика звука с:

- согласный

- ротовой

- твердый

- глухой

- переднеязычный

По данной схеме дается характеристика звуков ш,р

7. Старший воспитатель:

- Для правильного произношения звуков необходим подвижный артикуляционный аппарат и сильная направленная воздушная струя.

Задание для педагогов:

Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)

Примеры упражнений.

Для звука с: "Лопаточка", "Почистим нижние зубки", "Загнать мяч в ворота", "Дуем на лопаточку", "Горка", "Ветерок дует с горки"

Для звука ш: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Приклей конфетку", "Фокус"

Для звука р: "Кто дальше загонит мяч?", "Индюк", "Барабанщик"

8. Минутка разгрузки

Воспитатели младшей и старшей групп проводят пальчиковую гимнастику (которая больше всего нравится детям их группы)

9. Учитель-логопед:

- Для автоматизации звука в речи педагог использует в работе с детьми различные игры и игровые упражнения

Задание для педагогов:

Из предложенных речевых (слова, предложения, рифмовки, стихи, рассказы, иллюстративных и игровых материалов (картинки, игрушки, камушки, бусинки, ленточки и пр.) выбрать необходимые и придумать игровые задания для автоматизации вашего звука.

Варианты речевого материала:

1. Са-са-са – летит оса.

Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Су-су-су – видел кто из вас осу?

Сы –сы –сы – мы не видели осы.

Са-са-са – отгадайте, где оса?

2. Сад, сам, сани, сабля, сын, сырок, сом, сон, сова, суп, сумка, аист, фокус, кактус, ананас, космос, пылесос.

3. Ши-ши-ши – что-то шепчут малыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

Ше-ше-ше – нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши – что же шепчут камыши?

4. Шуба, шина, шаг, шум, шут, шепот, шумно, шинель, каша, дыши, уши, мушка, душ, мышь, камыш, финиш.

5. Ра-ра-ра – на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру – собирайте детвору.

Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

Ра-ра-ра – очень рада детвора.

6. Рак, рано, рост, ров, рука, рубка, рынок, рыба, гора, вера, мера, фора, парад, карп, Бархат, сыр, бор, комар, помидор.

10. Старший воспитатель:

- Работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить текст в необходимом темпе и с соответствующей интонацией можно осуществлять не только на занятиях по развитию речи

Упражняться в данных умениях можно, например, на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Выступление муз руководителя «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников»: музыкальные упражнения на развитие изменения силы и высоты голоса, составление ритмического рисунка.

Примеры некоторых заданий для развития голосового аппарата ребенка на музыкальных занятиях:

Задание первое. «Познакомимся».

Ребёнок нараспев произносит своё имя, "протягивая" ударную гласную: "Я-а-Ма-а-а-ша", все дети повторяют за ним: "Я-а-Ма-а-а-ша". Солирует следующий: "Я-а-Са-а-а-ша", группа повторяет: "Я-а-Са-а-а-ша". Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.

Задание второе. «Играем голосом».

Детям предлагается на йотированных гласных «йа», «йе», «йо», «йу» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.

Задание третье.

Проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).

Задание четвертое.

Попевки с поступенным движением мелодии вверх и вниз, с мелодией на одном звуке, со скачками в мелодии. Важно, чтобы пение было непрерывным, последний звук должен долго тянуться.

11. Старший воспитатель:

- Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Задания для педагогов:

1) Расставить правильное ударение в словах (материал на магнитной доске):

ТУФЛЯ

БАНТЫ

ШАРФЫ

ТОРТЫ

БАЛОВАТЬСЯ

ЖАЛЮЗИ

КАТАЛОГ

ЗАВИДНО

ЗВОНЯТ

СВЕКЛА

СТОЛЯР

ВОДОПРОВОД

ДОГОВОР

НАЧАТЬ

НАЧАЛ

ЩАВЕЛЬ

ОБЛЕГЧИТЬ

МЕЛЬКОМ

БАЛОВАННЫЙ

ИЗБАЛОВАН

СВЕРЛИТ

ПРИНУДИТЬ

КУХОННЫЙ

УБЫСТРИТЬ

Правильный вариант (Слайд 5 Презентации)

ТУФЛЯ

БАНТЫ

ШАРФЫ

ТОРТЫ

БАЛОВАТЬСЯ

ЖАЛЮЗИ

КАТАЛОГ

ЗАВИДНО

ЗВОНЯТ

СВЕКЛА

СТОЛЯР

ВОДОПРОВОД

ДОГОВОР

НАЧАТЬ

НАЧАЛ

ЩАВЕЛЬ

ОБЛЕГЧИТЬ

МЕЛЬКОМ

БАЛОВАННЫЙ

ИЗБАЛОВАН

СВЕРЛИТ

ПРИНУДИТЬ

КУХОННЫЙ

УБЫСТРИТЬ

2) Образуйте форму повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (пишем на доске):

ехать – … (поезжай (те)

бежать – … (беги (те)

махать – … (маши (те)

класть – … (клади (те)

положить – … положи (те)

лечь – … (ляг (те)

3) Произнесите рифмовки (рифмовка показывается на экране: Слайды 6-11 Презентации) с разной интонационной окраской.

Интонации, с которыми должна быть прочитана рифмовка, написаны на карточках. Участники семинара вынимают их из «Коробки сюрпризов».

Интонации:

Вы удивлены большой премией к Новому году

Вы задаете вопрос на педсовете

Вы испуганы неожиданной новостью

Вы – политический обозреватель, читаете новости

Вы рассказываете подруге (другу) о своей проблеме по телефону

Вы президент, поздравляете телезрителей с Новым годом

Вы возмущены тем, что банк переехал в другое место

Вы волнуетесь, выступая перед публикой

Вы выступаете на митинге

Вы советуетесь с более опытным педагогом, как лучше организовать мероприятие

Вы очень огорчены, что не получили квалификацию

Вы злитесь, что опаздываете в театр

Вы очень рады за товарища, его успеху

Вы рады, что скоро отпуск

Рифмовки

Тишина

У Маши котенок Тимошка.

У Миши мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя бы немножко.

Шутка.

Шубку, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки.

Сон.

Тихо-тихо сон идет,

Сказки новые несет.

Сказки обо всем на свете…

Так бегом в постели, дети!

Сом.

Сом беседует с сомом:

-Где сому поставить дом?

- На песке, само собой!

Есть и свет там и покой!

***

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

***

Рано-рано мы встаем,

Громко сторожа зовем:

-Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

11. Подведение итогов за круглым столом.

Анкетирование гостей.

Участникам семинара вручаются памятки «Требования к речи педагога»

Приложение.

Памятка для педагогов

Требования к речи педагога

Правильность – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая лексика воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи Место проведения мероприятия Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа имени Героя Советского Союза Е Михайлова дошкольное отделение Проводят мероприятие старший воспитатель ДО Козлова Н
Публикации по теме:

Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими.

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи» Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи. Еена Кравцова. Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей! Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи.

Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах» Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С МБДОУ.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников Слайд 1. Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников». - Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами.

Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Семинар-практикум для воспитателей"Аспекты формирования звуковой культуры речи" Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие звуковой культуры речи дошкольников» Семинар-практикум "Развитие звуковой культуры речи дошкольников" Цель: помочь воспитателям в организации коррекционной работы на занятиях.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 18:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД