Наталья Козлова
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Козлова Наталья Витальевна
Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Распространение опыта работы педагогов дошкольного отделения №3 среди педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школа №777
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.
3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.
Место проведения мероприятия: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №777 имени Героя Советского Союза Е. В. Михайлова», дошкольное отделение №3
Проводят мероприятие: старший воспитатель ДО №3 Козлова Н. В., учитель-логопед ДО №3 Мартиросян А. А.
Выступают с домашними заготовками:
- педагог-психолог (проводит круг «Приветствие»)
- воспитатель младшей группы (проводит пальчиковую игру)
- воспитатель старшей группы (проводит пальчиковую игру)
- музыкальный руководитель (выступает с сообщением «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников»)
Материал: карточки-символы звуков ш, с, р, карточки для выполнения заданий (речевой материал, артикуляционные профили звуков, карточки-рисунки для артикуляционных и дыхательных упражнений; речевой и игровой материал для составления игр на автоматизацию звуков; презентация к выступлению учителя-логопеда «Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста», презентация-дополнение к тексту семинара, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, маркеры, «Коробка сюрпризов» - коробка с карточками-рифмовками; памятки для воспитателей «Требования к речи воспитателя», выставка методической литературы по данной проблеме, анкеты для гостей (оценка уровня проведения мероприятия).
Ход семинара.
1. Приветствие участников семинара и гостей: круг «Приветствие» (Проводит педагог-психолог)
2. Вступительное слово старшего воспитателя Козловой Н. В. (тезисы):
- Наша годовая задача – активизировать работу по формированию звуковой культуры речи в различных видах деятельности.
- В ходе собеседования с воспитателями, выявлен следующий момент: часть педагогов работу по формированию правильной речи у дошкольников и по предупреждению недостатков речи отождествляют с работой учителя-логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по формированию звуковой культуры речи.
- Участвуя в методических мероприятиях в течение года, воспитатели осознали значение собственной деятельности в решении данной проблемы и пришли к выводам:
• работу по формированию звуковой культуры речи у дошкольников необходимо проводить в интеграции с работой по другим разделам развития речи
• данная работа интереснее и эффективнее проходит, если интегрировать различные виды детской деятельности
- Наше мероприятие позволит систематизировать знания педагогов по данному вопросу и даст возможность выбрать наиболее эффективные варианты работы педагогов с детьми
3. Старший воспитатель:
- Для удобства работы предлагаем всем участникам семинара разделиться на команды с помощью карточек-символов звуков ш, с, р
Определяем три команды: «Змейки», «Наносы», «Тигры»
Задание командам: придумать девиз своей команды, используя слова, рифмовки со своим звуком
4. Старший воспитатель:
- Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя несколько аспектов.
Задание командам:
Из предложенных терминов (напечатаны на отдельных карточках) выбрать и поместить на магнитной доске только те, которые можно отнести к аспектам звуковой культуры речи. (Правильные варианты терминов выделены жирным шрифтом).
Материал карточек:
Слуховое внимание
Фонематический слух
Фонематическое восприятие
Звуковысотный слух
Способность воспринимать данный темп и ритм речи, восприятие громкости голоса
Подвижный артикуляционный аппарат
Правильное речевое дыхание
Правильное звукопроизношение
Хорошая дикция
Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями
Умеренный темп речи
Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка
Интонационная выразительность речи
Составление описательного рассказа
Пересказ сказок и рассказов
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Образование однокоренных слов
Составление предложений
Употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом
5. Учитель-логопед освещает один из аспектов с помощью презентации «Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
6. Учитель-логопед:
- Немаловажной задачей в работе по формированию звуковой культуры речи является работа над правильным произношением звуков родного языка.
Задание для педагогов:
Командам предлагаются артикуляционные профили (на карточках) - Выберите тот, который соответствует вашему звуку (по названию команды)
Дать характеристику звуку.
Проверка – слайды 2, 3,4 Презентации
Например, слайд 2
Артикуляция звука с:
- губы в улыбке
- резцы обнажены, разомкнуты на 1-2 мм
- кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка широкая, распластанная; боковые края языка подняты вверх и плотно прижимаются к верхним коренным зубам
- посередине языка - желобок, по которому идет сильная холодная струя воздуха (контроль - тыльной стороной руки)
- мягкое небо поднято, плотно прижимается к задней стенке глотки, закрывая проход воздушной струе в носовую полость
- голосовые связки разомкнуты, голоса нет
Характеристика звука с:
- согласный
- ротовой
- твердый
- глухой
- переднеязычный
По данной схеме дается характеристика звуков ш,р
7. Старший воспитатель:
- Для правильного произношения звуков необходим подвижный артикуляционный аппарат и сильная направленная воздушная струя.
Задание для педагогов:
Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)
Примеры упражнений.
Для звука с: "Лопаточка", "Почистим нижние зубки", "Загнать мяч в ворота", "Дуем на лопаточку", "Горка", "Ветерок дует с горки"
Для звука ш: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Приклей конфетку", "Фокус"
Для звука р: "Кто дальше загонит мяч?", "Индюк", "Барабанщик"
8. Минутка разгрузки
Воспитатели младшей и старшей групп проводят пальчиковую гимнастику (которая больше всего нравится детям их группы)
9. Учитель-логопед:
- Для автоматизации звука в речи педагог использует в работе с детьми различные игры и игровые упражнения
Задание для педагогов:
Из предложенных речевых (слова, предложения, рифмовки, стихи, рассказы, иллюстративных и игровых материалов (картинки, игрушки, камушки, бусинки, ленточки и пр.) выбрать необходимые и придумать игровые задания для автоматизации вашего звука.
Варианты речевого материала:
1. Са-са-са – летит оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су – видел кто из вас осу?
Сы –сы –сы – мы не видели осы.
Са-са-са – отгадайте, где оса?
2. Сад, сам, сани, сабля, сын, сырок, сом, сон, сова, суп, сумка, аист, фокус, кактус, ананас, космос, пылесос.
3. Ши-ши-ши – что-то шепчут малыши.
Ше-ше-ше – это утка в камыше.
Ша-ша-ша – выходи из камыша.
Ше-ше-ше – нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши – что же шепчут камыши?
4. Шуба, шина, шаг, шум, шут, шепот, шумно, шинель, каша, дыши, уши, мушка, душ, мышь, камыш, финиш.
5. Ра-ра-ра – на дворе у нас гора.
Ру-ру-ру – собирайте детвору.
Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
Ра-ра-ра – очень рада детвора.
6. Рак, рано, рост, ров, рука, рубка, рынок, рыба, гора, вера, мера, фора, парад, карп, Бархат, сыр, бор, комар, помидор.
10. Старший воспитатель:
- Работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить текст в необходимом темпе и с соответствующей интонацией можно осуществлять не только на занятиях по развитию речи
Упражняться в данных умениях можно, например, на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Выступление муз руководителя «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников»: музыкальные упражнения на развитие изменения силы и высоты голоса, составление ритмического рисунка.
Примеры некоторых заданий для развития голосового аппарата ребенка на музыкальных занятиях:
Задание первое. «Познакомимся».
Ребёнок нараспев произносит своё имя, "протягивая" ударную гласную: "Я-а-Ма-а-а-ша", все дети повторяют за ним: "Я-а-Ма-а-а-ша". Солирует следующий: "Я-а-Са-а-а-ша", группа повторяет: "Я-а-Са-а-а-ша". Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.
Задание второе. «Играем голосом».
Детям предлагается на йотированных гласных «йа», «йе», «йо», «йу» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.
Задание третье.
Проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).
Задание четвертое.
Попевки с поступенным движением мелодии вверх и вниз, с мелодией на одном звуке, со скачками в мелодии. Важно, чтобы пение было непрерывным, последний звук должен долго тянуться.
11. Старший воспитатель:
- Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Задания для педагогов:
1) Расставить правильное ударение в словах (материал на магнитной доске):
ТУФЛЯ
БАНТЫ
ШАРФЫ
ТОРТЫ
БАЛОВАТЬСЯ
ЖАЛЮЗИ
КАТАЛОГ
ЗАВИДНО
ЗВОНЯТ
СВЕКЛА
СТОЛЯР
ВОДОПРОВОД
ДОГОВОР
НАЧАТЬ
НАЧАЛ
ЩАВЕЛЬ
ОБЛЕГЧИТЬ
МЕЛЬКОМ
БАЛОВАННЫЙ
ИЗБАЛОВАН
СВЕРЛИТ
ПРИНУДИТЬ
КУХОННЫЙ
УБЫСТРИТЬ
Правильный вариант (Слайд 5 Презентации)
ТУФЛЯ
БАНТЫ
ШАРФЫ
ТОРТЫ
БАЛОВАТЬСЯ
ЖАЛЮЗИ
КАТАЛОГ
ЗАВИДНО
ЗВОНЯТ
СВЕКЛА
СТОЛЯР
ВОДОПРОВОД
ДОГОВОР
НАЧАТЬ
НАЧАЛ
ЩАВЕЛЬ
ОБЛЕГЧИТЬ
МЕЛЬКОМ
БАЛОВАННЫЙ
ИЗБАЛОВАН
СВЕРЛИТ
ПРИНУДИТЬ
КУХОННЫЙ
УБЫСТРИТЬ
2) Образуйте форму повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (пишем на доске):
ехать – … (поезжай (те)
бежать – … (беги (те)
махать – … (маши (те)
класть – … (клади (те)
положить – … положи (те)
лечь – … (ляг (те)
3) Произнесите рифмовки (рифмовка показывается на экране: Слайды 6-11 Презентации) с разной интонационной окраской.
Интонации, с которыми должна быть прочитана рифмовка, написаны на карточках. Участники семинара вынимают их из «Коробки сюрпризов».
Интонации:
Вы удивлены большой премией к Новому году
Вы задаете вопрос на педсовете
Вы испуганы неожиданной новостью
Вы – политический обозреватель, читаете новости
Вы рассказываете подруге (другу) о своей проблеме по телефону
Вы президент, поздравляете телезрителей с Новым годом
Вы возмущены тем, что банк переехал в другое место
Вы волнуетесь, выступая перед публикой
Вы выступаете на митинге
Вы советуетесь с более опытным педагогом, как лучше организовать мероприятие
Вы очень огорчены, что не получили квалификацию
Вы злитесь, что опаздываете в театр
Вы очень рады за товарища, его успеху
Вы рады, что скоро отпуск
Рифмовки
Тишина
У Маши котенок Тимошка.
У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.
Шутка.
Шубку, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки.
Сон.
Тихо-тихо сон идет,
Сказки новые несет.
Сказки обо всем на свете…
Так бегом в постели, дети!
Сом.
Сом беседует с сомом:
-Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там и покой!
***
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
***
Рано-рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
-Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
11. Подведение итогов за круглым столом.
Анкетирование гостей.
Участникам семинара вручаются памятки «Требования к речи педагога»
Приложение.
Памятка для педагогов
Требования к речи педагога
Правильность – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая лексика воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)