Наталья Сергеевна Ягольник
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие, речевое развитие
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Физическое развитие
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Задачи речевого развития: овладеть речью как средством общения и культуры; обогатить активный словарь; развивать связную и грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; знакомить с книжной культурой, детской литературой; формировать звуковой звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Речевое развитие осуществляется и формируется в процессе всего образовательного и творческого детского развития. Воспитание звуковой культуры речи включает следующие задачи:
1. Формирование правильного звукопроизношения
2. Умение пользоваться умеренным темпом речи
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр
4. Голосового аппарата
5. Речевого дыхания через игры на выработку воздушной струи
6. умение пользоваться интонационными средствами выразительности через образовательную область чтение художественной литературы.
По мнению А. И. Максакова, звуковая культура это является составляющей речевого развития. Звуковая культура речи формирует все стороны звучащей речи в целом и звукового оформления слов. Она включает правильное произношение, громкость, скорость своей речи, ритм, тембр, паузы.
Задачи звуковой культуры речи подразделяются на два вида:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Развитие и воспитание звуковой культуры речи осуществляется через различные формы: на групповых и индивидуальных занятиях, определенные аспекты могут включаться в содержание музыкальных занятий, занятий по родному языку, а также развитие происходит вне занятий, как дополнительная работа в форме игр и развлечений.
Воспитание звуковой культуры речи происходит через следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?»)
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)
- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
По мнению О. И. Соловьевой: «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.» Воспитание звуковой культуры речи это сложный процесс, он не сводится лишь к формированию правильного звукопроизношения. С помощью воспитателя дети овладевают всеми компонентами звуковой культуры.