ступина ольга
Отчет о самообразовании воспитателя «Формирование звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ О САМООБРАЗОВАНИИ
ВОСПИТАТЕЛЯ СТУПИНОЙ О. А.
МДОУ «Детский сад № 4 «г. Саратов
ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ :
«Формирование звуковой культуры речи у дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства компетентности в данной теме, расширение теоретических и практических знаний.
Задачи:
- закрепить правильное и отчетливое произношение звуков детьми;
- научить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки : с – з, с – ц, с – ш, т – ф;
Публикация «Отчет о самообразовании воспитателя „Формирование звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- продолжать развивать фонематический слух;
- учить различать место звука в слове.
Актуальность: Речь - это инструмент развития высших отделов психики дошкольников; развивая речь ребенка, мы способствуем развитию его интеллекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.
I. Изучение литературы
В процессе работы по самообразованию я изучила следующую дополнительную литературу.
1. Ефименкова П. Н., Ткаченко Т. А. и др. «Сфера», 2008 г. Логопедическое пособие.
2. Журнал «Логопед», статья Е. Карельской «Использование стихотворных текстов в работе над звуками».
В статье приведены стихи, способствующие дифференциации звуков [ц] и [с].
3. Сборник методических разработок «Педагогическая копилка», выпуск 2016 г. Методическая разработка И. А. Чернышевой «Занятия по логопедической ритмике с дошкольниками».
4. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам. Издательство «Паритет» 2007 г.
Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. В нем предлагаются игровые задания, в которые включено большое количество динамических артикуляционных упражнений.
Выполняя их, ребенок вырабатывает точность и скоординированность движений губ и языка, переключается с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.
5. Виноградова Н. А. «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников» Москва, 2011 г.
ІІ. Накопление методического материала
На основе изученной литературы я подобрала дидактический материал для использования в индивидуальной работе с детьми и групповых занятий по звуковой культуре речи.
1. Я составила картотеку чистоговорок и скороговорок, которые являются хорошим речевым материалом. При их произнесении дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции.
2. Также мной была составлена картотека дидактических игр, в которых надо вычленить заданный звук из фразы, или показать, где он находится (в начале, в середине, в конце слова, вместе с детьми делаем книжки-малышки «Наклей нужную картинку», «Где находится звук?» и другие.
3. Подобрала пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, которая влияет на работоспособность головного мозга и, вследствие этого, на речь ребенка.
4. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс упражнений для губ, щек, языка, мягкого неба) отрабатывает все компоненты артикуляции звука.
ІІІ. Посещение занятий коллег и специалистов ДОУ
Для ознакомления с методами и приемами работы над звукопроизношением я посещала занятия логопеда МДОУ Мальцевой Е. С.
Работа со звуковой культурой речи сопровождает все занятия!
Особенно эффективны для развития фонематического слуха, дикции, чувства ритма музыкальные занятия. Дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, чтобы добрать воздух, заканчивают предложение на вдохе. Во время пения дети учатся правильно дышать, чтобы воздуха хватило всю фразу. Поэтому мы с музыкальным руководителем уделяем большое внимание четкому произношению текста песен.
ІV. Консультации для педагогов ДОУ и родителей
Мною были составлены консультации для педагогов и родителей «Требования к речи педагога».
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.
Хорошая дикция и правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель.
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье».
Точность речи - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана : "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Еще одним необходимых качеством речи педагога является его умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.
Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Как правило, небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".
Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В. Г. Белинский писал: "Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".
Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л. Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой". Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
Воспитатель всегда должен помнить, что дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи : если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому повышение общей и речевой культуры педагога - это залог высокой речевой культуры народа в целом.
В дальнейшем я предполагаю продолжить работу по этой теме.