Надежда Лаврентьева
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества»
Проект «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Тип проекта: творческо-познавательный, социально-коммуникативный, общественно- полезный
По продолжительности: средней продолжительности
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели
Количество участников: вся группа детей
Цель:
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества : сказки, пословицы, поговорки, былины.
Задачи :
o Открывать и объяснять ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений через сказки, пословицы, поговорки, былины.
o Способствовать формированию качеств : доброты, отзывчивости, справедливости, сочувствия - в процессе ознакомления детей с русским народным фольклором.
o Способствовать развитию волевых качеств : выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру через произведения устного народного творчества.
o Развивать умение налаживать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Актуальность:
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. Межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, огромного появление детей - сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного язык, способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Сказки, пословицы, поговорки, былины –все эти жанры несу в себе воспитательный момент.
Гипотеза данного проекта базируется о предположении, если использовать произведения устного народного творчества в целенаправленной системной работе по воспитанию нравственных качеств, то дети будут более дружелюбнее, добрее, справедливее, меньше будет конфликтов и ссор
Направленность проекта
Проект предусматривает работу по воспитанию нравственных качеств с детьми в подготовительной к школе группе используя произведения устного народного творчества.
План проекта
1 этап – Разработка проекта – целеполагание (подготовительный)
Выявление знаний, умений по воспитанию нравственных качеств у детей (по критериям - из бесед, дид. игр,наблдений)
o Способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со сверстниками.
o Умеют цивилизованно решать проблемы.
o Имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
o Стремятся быть справедливыми, добрыми, сопереживающими по отношению к окружающим.
o В своих поступках следуют положительному примеру.
o Умеют анализировать разные ситуации, в том числе на примере устного фольклора.
Анализ предметной среды группы
Информация для родителей о проектной деятельности
Формулирование целей и задач проекта
2 этап - Разработка совместного плана действий по достижению цели
Составление перспективного плана деятельности с детьми
Составление плана с родителями
Подбор произведений устного народного творчества
Подготовка материала для НОД (непосредственная образовательная деятельность)
Подбор дидактического материала
Создание предметно- развивающей среды
3 этап - Практический - основной
Создание в группе условий для реализации проекта
Деятельность в соответствии с планом проекта
План работы с детьми на квартал
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь
№ Форма работы Тема
2 Беседы- рассуждалки. «Любите ли вы сказки?», «Сказка - лож, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
3 С/р. игра «На телевидении» сюжет «Интервью юного корреспондента для новостей» «Интервью юного корреспондента для новостей»(для родительского собрания)
4 НОД. Развитие речи Сочинение сказки на тему: «Раз, два, три – в сказку попади»
5 НОД Аппликация
(коллективная) Дерево добрых дел», «Лукошко для добрых сказок»
6 НОД Рисование «Положительные и отрицательные герои р. н. сказок»
7 НОД Лепка На сказочной полянке», «Вот она - бабусинька
8 Чтение р. н. сказок «Семь Симеонов-семь работников» обр. Карнауховой, Не плюй в колодец- пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского, Волк и лиса» обр. И. Соколова-Микитова, «Заяц-хвастун» обр. О. Капицы, «Царевна-лягушка» обр. М. Булатова» Василиса-прекрасная»(из сбор. сказок А. Афонасьева, «Никита-Кожемяка» из сбор. сказок А. Афонасьева).
9 Мастерская юного актера Драматизация сказок «Заюшкина избушка»
«Волк и лиса»
10 Игровые ситуации На героя из какой сказки я похож?», «Поможем понять отрицательному герою сказки почему он поступает не
11 Викторина с ИКТ Калейдоскоп сказок»
Октябрь
№ Форма работы Тема
1 Беседа с обсуждением «Пословицы и поговорки»
2 Рассматривание иллюстраций к пословицам и поговоркам «Что обозначают пословицы и поговорки»
3 Д/игры «К какому сказочному герою подходит пословица»
4 НОД Конструирование из бумаги «Изготовление книг из бумаги для записывания пословиц и поговорок»
5 НОД Рисование «Нарисуй обозначение пословицы (о добре, дружбе, смелости) по желанию детей»
6 НОД Развитие речи с ИКТ «Придумаем пословицу (о добре, дружбе, справедливости)
7 Игровая ситуация «Добро помни, а зло забудь»
8 Проектная деятельность «Быть послушным, справедливым»
9 Развлечение «Буду делать хорошо и не буду делать плохо»
Ноябрь
№ Форма работы Тема
1 Беседы «Знаете ли вы былины», «Посидим рядком, поговорим ладком»
2 НОД Развитие речи
с использованием ИКТ «Дорогою былин»
3 Чтение былин Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок, «Добрыня и змей»,«Алёша Попович и Тугарин Змей»
4 Рассматривание иллюстраций к прочитанным былинам «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей»
5 НОД Рисование «Былинные герои», «Я в былине побывал - все, что видел расскажу»
6 Игровая ситуация «Если бы я был Илья Муромец», «Сразимся со Змеем словом добрым»
7 Показ теневого театра (отрывки из былин) «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей»
8 Д/игры «Из какой былины?», «Пройди дорогою Ильи Муромца, Алеши Поповича?»
9 Викторина с родителями
(итог) «Прямо пойдешь в сказку попадешь, на лево пойдешь в пословицу зайдешь, на право пойдешь в былине окажешься»
Взаимодействие с семьёй
№ Формы Тема
1 Анкетирование «Причины ссор у наших детей?»
2 Родительское собрание «Воспитание нравственных качеств личности у детей через устный русский фольклор
3
Консультации Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
«Помогите детям понять пословицы и поговорки».
«Жанры русского фольклора в воспитании детей»
4 Изготовление книг
(родители и дети) «Мы дома сказки прочитали»
5 Игровое упражнение
(родители и дети) «Восстановите пословицу».
6 Проектная деятельность
(родители и дети) «Что такое доброта», «Почему люди совершают плохие поступки?»
7 Индивидуальные консультации «Чем помочь ребенку»
8 Советы в родительский уголок «Советуем почитать».
«Интересные и поучительные мультфильмы».
9 Викторина «Прямо пойдешь в сказку попадешь, на лево пойдешь в пословицу зайдешь, на право пойдешь в былине окажешься»
10 Проект «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества»
4 этап – Завершение работы (результат)
Викторина с родителями :«Прямо пойдешь в сказку попадешь, на лево пойдешь в пословицу зайдешь, на право пойдешь в былине окажешься»
Презентация Проект «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества»
Результат
Воспитание нравственных качеств - длительный и непрерывный процесс, поэтому результат может проявиться в будущем.
Система работы с использованием произведений устного народного творчества по воспитанию нравственных качеств позволила добиться намеченной цели, дети стали более спокойнее, дружелюбнее добрее по отношению друг к другу.
Родители стали больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания.
Учитывая сегодняшние достижения и недостатки, мы ставим новые задачи: продолжить воспитание нравственных качеств через произведения устного народного творчества используя современные образовательные технологии.