Папки-передвижки

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Наталья Конева
Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Конева Наталья Владимировна воспитатель

МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Публикация «Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» размещена в разделах

Аннотация: в данной статье раскрывается проблема формирования лексики детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Авторы обобщают свой опыт по использованию фольклора для развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование лексики, младший дошкольный возраст, устное народное творчество.

стное народное творчество широко используется в воспитании детей. Оно таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. На основании анализа организации учебно-воспитательной работы мы предположили, что формирование лексики детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества будет эффективным, если мы будем использовать разнообразные жанры устного народного творчества во всех режимных моментах. Цель нашего опыта: проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании лексики детей младшего дошкольного возраста. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать разнообразные формы устного народного творчества, для использования в различных режимных практиках в виде картотеки.

2. Разработать цикл занятий по развитию речи с использованием устного народного творчества для проведения их в мини музее «Русская изба».

В организации опыта мы использовали принципы: учет возрастных особенностей при отборе материала; интегрированный подход в работе с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активное включение детей; использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды. Перед началом нашей работы был составлен план работы, в котором мы указали те мероприятия, которые будут проводиться с детьми и родителями. Для развития словаря детей нами были подобрана и составлена картотека потешек, прибауток, считалок, на основе детского фольклора, которая использовалась не только в непосредственнообразовательной деятельности, но и в режимных моментах, в игровой деятельности. Было составлено несколько конспектов образовательной деятельности по развитию речи с использованием фольклора. Некоторые занятия по ознакомлению с народным творчеством мы проводили в мини-музее «Русская изба». От каждой новой встречи в музее дети получали радость и удовольствие. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в люльке куклу Дашу, самим поставить ухватом чугунок в печь. А сколько радости доставляет, когда они залезают на печь, укладываются поспать на сундук, пели вместе колыбельные песни. Нами отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаем различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработали развлечения художественноэстетического цикла. В ходе опыта мы изготовили настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и театры на магнитной доске: «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба». Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Полагаем, что сочетание разнообразных фольклорных жанров помогает детям применять полученные знания в своей самостоятельной художественноречевой деятельности, способствует развитию и обогащению лексики.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы в мини музее «Русская изба»

Тема: «В гости к бабушке Матрене»

Цели. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Знакомить с элементами русского народного быта. Обогащать словарный запас детей (познакомить со словами изба, горница, горшок, ухват). Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включаться в импровизацию.

Материалы к занятию. Декорации русской горницы, горшок, ухват, игрушечный кот, театр в картинках по потешке «У Алёнки в гостях» (2 цыпленка, петушок, курочка, селезень, утка, корова, карточки-пазлы для игры-ассоциации.

Предварительная работа. Подготовить декорации – горницу (комнату, украшенную в русском народном стиле, костюм бабушки Матрены.

Ход занятия: Воспитатель. Ребята, кто из вас бывал в деревенском доме? Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Матрене в ее деревенскую избу (показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу – так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. Готовы? Тогда в путь!

Динамическая пауза

Еду, еду к бабе, к деду (Дети имитируют скачку на лошади.)

На лошадке, в красной шапке

По ровной дорожке, на одной ножке,

В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам, (подпрыгивают, будто едут по кочкам)

Все прямо и прямо, а потом вдруг. в яму (Все приседают.) Бух! Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в горницу – комнату, украшенную в русском народном стиле. Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками, напою чаем. Есть у меня печка-матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей с маслом. (Показывает горшок с кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь.). В печке моей очень вкусные оладушки пекутся. Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.

Ладушкиладушки, пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала, детушкам давала.

Даше два, Паше два, Ване два, Тане два,

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Матрена. Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней – будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться. (Показывает игрушечного кота.) Давайте его разбудим и поиграем.

Игра «Кот на печку пошел» Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок держит в руках игрушку или одевает маску кота). Кот на печку пошел, горшок каши нашел. Горшок каши горяч, не дается, хоть плачь. (Дети останавливаются.) Кот («варит» – выполняет круговые движения рукой).

Уж я кашу люблю, с медом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная, и на вкус она отличная.

Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).

На печи калачи, как огонь горячи.

Пряники пекутся, коту в лапки не даются.

Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).

Уж я пряники люблю, уж я пряники стужу,

Остужу – угощу, вас отведать приглашу. (Присаживается на корточки – «спит».)

Дети (крадутся, «берут» прянички – хлопают в ладоши, будят кота – убе- гают, кот их ловит).

Мыши раз про то узнали,

Мигом пряники забрали.

Кот проснулся – в самом деле!

Мыши пряники все съели!

Матрена. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня – пальчикипомощники. Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.

Пальчиковая гимнастика – игра «Пальчики – помощники»

Матрена (обращаясь к своему пальчику).

Пальчик-мальчик, где ты был? (Поочередно «кланяется» другими пальцамию.)

С этим братцем – в лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

С этим братцем – песни пел! Дети (сжимают и разжимают пальцы).

Пальчик – мальчик, где бывал? (Подражают называемым движениям.)

У пенечка поскакал,

Топал по пригорку,

Покатился с горки.

Меня дождик испугал, под крышу убежал.

Матрена приносит свою дочку, куклу Аленку и сообщает, что к ней пришли гости. Читает русскую народную потешку «У Аленки в гостях».

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Воспитатель читает потешку и поочередно показывает гостей Аленки – героев театра картинок, объясняя незнакомые слова детям. Матрена. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.

У Матрены стол накрыт, медный самовар стоит,

Чай по чашкам разолью, всех гостей я напою

Чаем ароматным, сладким, вкусным, мятным.

С медом и калиной, с ягодой малиной.

Пейте, не спешите, чаще в гости приходите!

Дети пьют чай в гостях у Матрены. В заключении проводится игра на развитие ассоциативного мышления: дети подбирают карточки-пазлы, которые подходят по ассоциации к карточке с изображением русской печи (дрова, горшок, ухват, каравай).

Список литературы

1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 5–8.

2. Волобуева Л. В. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа // Интеграция общего и дополнительного образования / Материалы научнопрактической конференции / Сост. Л. В. Волобуева. – Барнаул: Графикс, 2000. – 84 с.

3. Тарасова Т. Мальчик-пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С. 59–62.

4. Шайдурова Н. В. Путешествие по стране загадок. – Барнаул: БГПУ, 2000. – 67 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

6. В гости к бабушке Матрене [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sundekor

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.

Проект в младшей группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко О. Н. Актуальность.

Проект в младшей разновозрастной группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей разновозрастной группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Опубликовано: 22 января 2017 в 17:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Конева (УИ 783948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД