Наталия Тюсина
Воспитание нравственных качеств у детей с помощью произведения Н. Носова (методическая разработка)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Методическая разработка «Воспитание нравственных качеств детей с помощью произведения Н. Носова» разработана для работы с детьми подготовительной группы. Её можно использовать в образовательной деятельности для воспитания нравственных качеств дошкольников, включив в цикл мероприятий по формированию умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, так как является синтезом различных психологических и нравственных процессов. В связи с этим, данная методическая разработка позволит педагогам решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и будет дополнять задачи других образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта. Методическая разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний, которые необходимо сформировать у дошкольников.
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей с помощью произведения Н, Носова (методическая разработка)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Педагоги, пользуясь предлагаемыми материалами, в силах не только развить представление воспитанников об эмоциональной отзывчивости, сопереживания, но и использовать его, как воспитательный потенциал. Кроме этого, данная работа является «эмоциональным полем», которое благоприятно для педагогического воздействия на нравственный мир ребёнка.
Данная разработка имеет развивающее значение, так как в процессе ознакомления с произведениями Н. Носова, в частности с произведением «Огурцы», дошкольники узнают новое, которое способствует формированию кругозора. Педагог не только знакомит ребят с проблемой, описанной в рассказе, но и учит понять что плохо, а что хорошо. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как ложь и обман, любое проявление слабости, беспринципности по отношению к сверстникам и взрослым.
Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в данной ситуации: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (обманывают, капризничают, ведут себя агрессивно и др.). Произведения Н. Носова воздействуют на ребенка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной самопроизвольной основы не достаточно для воспитания гуманного отношения к нравственным понятиям. Чтобы познание добра и честности стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, сочувствия.
Материал методической разработки можно использовать как по отдельности, так и в целом, например, как составляющую часть проектной деятельности, посвященной нравственному воспитанию.
Цель методической разработки : обогащение представлений ребенка о честности, ответственности, справедливости
Задачи методической разработки :
- акцентирование внимания детей на морально-нравственных качествах героев, на мотивах их поступков;
- воспитание интереса детей к произведениям художественной литературы,
-развитие у детей умения следить за развитием действий, воспринимать художественный образ, делать самостоятельные выводы;
-активизация творческого мышления, воображения и фантазии;
-расширение знаний детей о культуре поведения;
-совершенствование связной речи.
Таким образом, методическая разработка способствует обогащению образовательной деятельности, побуждает интерес воспитанников к нравственным понятиям, активизируя познавательные способности дошкольников, способствует всестороннее развитию детей.
Цель: обогащение представлений ребенка о честности, ответственности, справедливости.
Задачи:
- акцентирование внимания детей на морально-нравственных качествах героев, на мотивах их поступков;
- воспитание интереса детей к произведениям художественной литературы,
-развитие у детей умения следить за развитием действий, воспринимать художественный образ, делать самостоятельные выводы;
-активизация творческого мышления, воображения и фантазии;
-расширение знаний детей о культуре поведения;
-совершенствование связной речи.
Раздаточный и демонстрационный материал: клубок; картинки по количеству детей с изображением эмоций: радость и грусть; портрет Н. Носова; ватман; фломастеры.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю окунуться в волшебную страну сказки. (Звучит спокойная музыка). Предлагаю вам встать в круг и передать волшебный клубок по кругу со словами:
«По волшебному пути
В сказку можем мы войти» Дети встают в круг.
2 Основная часть.
Итак, мы очутились в сказочной стране. Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Летом в огороде – свежие зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о рассказе «Огурцы», написал этот рассказ Николай Носов. (Демонстрация портрета писателя Николая Носова).
- Назовите, пожалуйста, главных героев рассказа.
- Что вы узнали о двух друзьях?
- Как вы относитесь к поступку Павлика?
- Какой Павлик?
- Каким вы представляете Котьку?
- Чему радовался Котька?
- Какая у Котьки мама? В чем проявляется ее строгость?
- В чем проявляется ее любовь к сыну?
- Что думал Котька, когда шел по улице?
- Какие чувства испытывал Котька?
- Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
- Что ещё можно сказать о Котьке? Какой он? Если мы раньше говорили, что он глупый, доверчивый, то теперь что можно сказать о нем?
- Каким был дедушка – сторож?
- В чём вы почувствовали его строгость?
- В чём проявилась доброта дедушки?
- Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке?
- Как дедушка его назвал?
- Почему дедушка так обращается к мальчику?
- Чему радовался Котька в конце рассказа?
- Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Сейчас я каждому из вас раздам картинки с эмоциями. С помощью них вы будете оценивать поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы». Я называю поступок, а вы: если он хороший – показываете изображение эмоции радость и улыбаетесь, а если плохой- показываете изображение эмоции грусть и показываете, как вы расстроены.
- Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.
- Мальчики забрались в колхозный огород.
- Мальчики убежали от сторожа.
- Павлик подумал, что ему достанется от мамы, и отдал огурцы Котьке
- Котька рассказал маме, где взял огурцы.
- Мама отправила Котьку к сторожу.
- Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.
- Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»
- «Дедушка, я принёс огурцы обратно» - произнёс Котька
- Котька сказал: «Павлик брал, и я взял»
- Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
Очень хорошо справились вы с заданием.
- Сейчас предлагаю вам по очереди сказать пожелания героям рассказа и обвести свою ладошку на «Поляне честности и справедливости».
Огурцы.
мальчики Котька и Павлик.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Справедливости, доброте, настойчивости
Она хочет, чтобы ее сын вырос честным, добрым.
Он шел по улице и плакал. Думал «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».)
Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх
Честность, справедливость
Честный
Честным, трудолюбивым
«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Больше не делай так»
Мудрый - не кричал, не наказал Котьку
«сынок»
Потому что уже старенький, ему стало жалко Котьку.
Что дедушка его простил.
Потому что он проявил честность
Дети стоят в кругу
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Дети показывают эмоцию
Выполняют работу на ватмане
3 Заключительная часть.
- А сейчас нам пора двигаться дальше. Приглашаю вас вернуться в круг. Передаем клубок по кругу в противоположном направлении, мы из волшебной страны возвращаемся в детский сад.
Рефлексия
- Достаем нашу копилку мудрости.
- Какая пословица подходит к нашему произведению?
- А сейчас мы узнаем новую народную мудрость.
Послушайте, какая еще пословица характеризует наше сегодняшнее произведение.
«Взял без спросу да не сказал, так украл»
- Чему учит эта поговорка?
-Применима ли она к Котьке?
-Повторим ее хором и запомним.
4 Рефлексия
- Чем сегодня занимались?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- Кого хотите похвалить за работу?
дети садятся на стульчики
Ответы детей
Ответы детей
Проводится анализ детьми, их работы.
Консультация для воспитателей
«Воспитание правдивости в детях».
Маленькие дети стараются подрожать окружающим. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. Чаще всего дети подражают родителям.
Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говоря неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если родители стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов. Поэтому поведение родителей - важнейшее средство воспитания детей в семье. Родители иногда не замечают, какое влияние оказывают они на детей своим поведением.
Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, влияет на их характер, умственное развитие ребенка.
Воспитание детей не требует, чтобы родители не спускали с них глаз: при этом дети вырастают пассивными и безынициативными.
Главное в воспитании заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.
Большинство родителей воспитывает детей своим отношением к труду: они работаю так, чтобы дети могли гордиться ими.
Наблюдая в семье честное и добросовестное отношение родителей к труду, этот ребенок растет честным и дисциплинированным.
Воспитание правдивости в детях имеет огромное значение. Но ребенок не будет правдивым, если мать заставляет его говорить неправду. Ведь он еще не может разобраться, какая ложь серьезна и вредна, а какая сравнительно безобидна.
Дети заимствуют у своих родителей, у старших братьев и сестер привычки и правила поведения, подражают их манерам и характеру. Поэтому если в семье царят грубость и невнимательность в отношении между старшими, то и дети вырастают грубыми и невнимательными.
Особенно отрицательно сказываются на воспитании детей пережитки прошлого, от которых не освободились еще многие родители. До сих пор в нашем быту мы сталкиваемся с такими пороками и пережитками, как грубость, сквернословие, пьянство, суеверие и др.
Мы, воспитатели, хотим, чтобы наши дети росли правдивыми. Мы стремимся доверять им, хотим, чтобы они нас не, и чтобы на их слово можно было положиться. И как все подлинно ценное в жизни, правдивость не дается сама собой, без труда, без воспитания. Важно воспитывать не только правдивость, но и понимание того, что такое, правда, и что такое ложь. Это понимание дается не сразу и нелегко.
В русском языке есть два, очень близкие друг другу по смыслу слова: "правда" и "истина". В "Толковом словаре русского языка" Ушакова истина определяется следующим образом: "то, что есть в действительности" или "совпадение мыслимого с действительностью". Слово "правда" тоже означает "то, что есть на самом деле", но к этому смыслу добавляется еще одно: "идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков с требованиями морали, долга. " Когда мы говорим о правдивости, то подразумеваем способность человека видеть действительность такой, какова она есть на самом деле, и вести себя в этой действительности согласно своим нравственным убеждениям. Это, конечно требует большой зрелости.
Для маленьких детей их "мир действительности" совсем не таков, как мир взрослых: для них реален мир фантазии, мир сказочный. Они часто одушевляют предметы и природные явления, боятся темноты или шума ветра, видят в них какую-то живую силу. Все мы знаем бесчисленные анекдоты о детском восприятии окружающего мира. Помню, как трехлетняя девочка, искавшая какую-то игрушку под кроватью, стала звать няню: "Няня, няня! Смотри - пыль с хвостиком!" Это она впервые в жизни увидела мышь.
Мне кажется, что признание реальности сказочного мира, мира фантазии, совершенно законно. Сказка повествует, может быть, не о том, что на самом деле существует в окружающем нас реальном мире. Но в сказке есть своя правда - о добре, зле, геройстве, глупости, самопожертвовании. И взрослые, любящие детей, легко входят в этот мир сказочной фантазии, но он не делает их ни обманщиками, ни лжецами. Есть разница между "сказкой" и "суеверием", потому что сказка живет в мире фантазии, а суеверие вносит сказочные понятия в мир реальной будничной жизни.
Ребенок начинает говорить неправду не тогда, когда он рассказывает, как "он убил большого льва в саду", а тогда, когда он сознательно искажает факты, желая что-нибудь получить или избежать неприятных последствий своего поступка. Большую роль в этой детской лжи играет страх - страх наказания, страх, что на него рассердятся.
Один из способов развивать в детях правдивость. Научить их, что признание проступка является самым лучшим выходом из положения, что только это спасает от наказания.
Приведу такой пример: отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что его не накажут. А когда мальчик признался в краже, отец тут же закричал: "Ну и выпорю же я тебя, мерзавца!" Не было ли это наглядным уроком лжи?
Способствует детской лжи и невнимательность взрослых к тому, что думают и чувствуют дети. Конечно, у детей бывает немало желаний, причем часто неисполнимых. Излишнее баловство вредно, и важно с детства понимать, что невозможно иметь все, что тебе хочется. Но мне кажется, что родители должны быть внимательны к детским желаниям и мечтам, должны сочувственно выслушивать их. Важно понять, почему ребенку чего-то особенно хочется, и терпеливо объяснить причину, если его желание исполнить невозможно.
Самый лучший способ воспитания правдивости в детях, это, конечно, пример взрослых. Что видят дети в отношениях взрослых членов семьи? Если в семейных отношениях главенствует любовь и правда, не вырастет ребенок лживым! В романе французского писателя Виктора Гюго "Отверженные" описывается, как бывший каторжник Жан Вальжан заходит в дом старика-епископа в поисках приюта. Епископ гостеприимно принимает его, угощает. В удобный момент каторжник незаметно уходит, забирая со стола один из двух массивных серебряных подсвечников, единственных ценных предметов в доме. Полиция его ловит и, подозревая кражу, приводит обратно к епископу. Епископ радостно встречает каторжника и говорит: "Друг мой, ведь я подарил тебе оба подсвечника, а ты забыл захватить второй!" Этими словами он спасает беглеца. Важно помнить, что бывает "ложь во спасение", бывают случаи, когда формальная ложь ради доброго дела не нарушает правды.
Мне кажется, что самое главное - это воспитать в детях и, прежде всего, в самих себе способность разбираться в том, где ложь и где правда. Мы любим представлять самих себя и обстоятельства, в которых живем, не такими, каковы они есть на самом деле. Слишком часто мы видим их такими, как нам хочется. Мы оправдываем свою бездеятельность мнимой болезненностью, а нетерпение и властность называем ответственностью. Самолюбие и дурной характер выдаем за "стояние за правду".
В наше время почти невозможно избежать случаев, когда мы должны смолчать вместо того, чтобы говорить то, что думаем. Иногда же приходится говорить неправду. В этих обстоятельствах особенно важно воспитывать в себе способность отличать правду от лжи, понимать, в чем правда и где ложь. Прежде всего, быть правдивым с самим собой - это мы можем делать в любых обстоятельствах. И это - самое главное!
Консультация для родителей
«ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ»
О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях, где сами родители отличаются нечестностью.
Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах (в т. ч. личной жизни) можно оградить ребенка от неприятностей. Конечно, каждый родитель должен располагать определенной информацией, но её объем зависит от возраста ребенка, т. е. родители должны четко различать, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением независимости ребенка. Родители могут составить перечень проблем, в курсе которых им необходимо быть, например:
– кто друзья ребенка, каково их поведение;
– какие телепередачи смотрит ребенок;
– как ребенок ведет себя в детском саду.
Сферы, в которые родители не вторгаются:
– личная корреспонденция;
– телефонные разговоры;
– детская комната.
Еще один совет: создать отношения, полностью построенные на доверии (такие отношения зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и, если родители постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие, то ребенку незачем будет врать).
Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок пострадает от последствий утраты доверия.
Формула доверия для родителей:
«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ:
1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.
2. Сдерживайте свои обещания, как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только то, что вы действительно сможете выполнить.
3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.
4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.
В 10% случаев вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.
В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.
В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление : ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.
5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.
6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».
7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.
8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь… Ты хочешь, вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».
9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?», «Тебе папа запретил, поэтому ты просишь это у меня? Хочешь получить это — иди к папе».
10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие — съесть сладости, получить пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили привычку.
11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.
Самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.
Ребенок честен с вами только тогда, когда:
• Доверяет вам;
• Не боится гнева или осуждения;
• Уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
• Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
• Помогут, поддержат, когда ему плохо;
• Ребенок твердо знает: вы на его стороне;
• Знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.
Литература:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.
3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004. - 112 с.
4. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
5. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.
Список используемых интернет ресурсов:
1. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14.php.
2. Сущность воспитания (https://spb-tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html.
3. Методические основы нравственного воспитания. https://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.