ирина ядрова
Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы. 3
2. Теоретическая часть. 3
3. Практическая часть. 4
4. Результат. 6
5. Список используемой литературы. 7
6. Приложения:
6.1. Консультации для родителей
https://cloud.mail.ru/public/K4vw/h7VtmAYBG
6.2. Консультации для воспитателей
https://cloud.mail.ru/public/BnFy/szNW2eUjc
Публикация «Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
6.3. Перспективный план по слушанию музыки для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
https://cloud.mail.ru/public/7ttV/YJDEKU5vq
6.4. Музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях во время слушания музыки
https://cloud.mail.ru/public/98di/nwfcSxYa9
6.5. Медиотека «Музыкальный репертуар фоновой музыки в группе»
https://cloud.mail.ru/public/EpBV/uQgnGTGii
6.6. Медиотека «Музыкотерапия для всей семьи»
https://cloud.mail.ru/public/KnbS/aFSEaZXfU
6.7. Сборник презентаций: «Что изображает музыка?»; «В стране музыкальных инструментов»; «Детский альбом» П. И. Чайковский»
https://cloud.mail.ru/public/EmNn/mRt7fqZBZ
1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы.
ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: формирование общей культуры личности. Понятие музыкальной культуры дошкольников входит в понятие общей культуры и включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений. Музыкальная культура, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально-эстетическое сознание, включающее в себя три компонента: интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания; музыкальный вкус.
Активное восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней.
Формирование основ музыкальной культуры у ребенка младшего дошкольного возраста через развитие восприятия музыки содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию, формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования восприятия музыки детей младшего дошкольного возраста, как средства развития музыкальности. Решение данной проблемы определило цель исследования.
Цель : Формирование музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста через восприятие музыки, приобщение детей к музыке.
Задачи:
-Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства.
-Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра, развивать музыкальную память.
2. Теоретическая часть
В основе материала лежат работы известных учёных. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого. Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина.
По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.
Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.
Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.
Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
3. Практическая часть
Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Музыка – самое сложное из искусств.
Свою работу я начала с изучения литературы. Затем составила к перспективный план по слушанию музыки для детей младшего дошкольного возраста(3-5 лет) (Приложение№3). При его составлении я учитывала: возрастные возможности детей, важные особенности репертуара, предназначенного для слушания, тематическую направленность, жанровое разнообразие. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.
Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Во время слушания музыкальных произведений я использую изобразительные
иллюстрации, художественные игрушки, пособия, музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях во время слушания музыки (Приложение №4). Знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.
Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей - развлечение. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий: например: «Что изображает музыка?». Они как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому, позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. Сборник презентаций: «Что изображает музыка?»; «В стране музыкальных инструментов»; «Детский альбом» П. И. Чайковского» (Приложение № 7).
Для своей работы я подобрала музыкальный репертуар для звучания фоном в группе. В репертуар, в основном, входят классические произведения. Самым доступным и эффективным методом является использование фоновой музыки в образовательно-воспитательном процессе. Звучание музыки фоном в режимные моменты создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Медиотека:«Музыкальный репертуар фоновой музыки в группе» (Приложение №5).
Прослушивание музыкальных произведений может быть включено как в специально-организованные занятия (изо, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы, так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса. Прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей.
Ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Звук действует совершенно определенным образом на тело человека.
Родители - непосредственные участники педагогического процесса. Музыка в семье помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. Можно просто включить музыку, когда ребёнок играет, рисует, отдыхает. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Я подобрала музыкальный репертуар не только для занятий и фоновой в группе, но и для слушания музыки в семье, дома вместе с детьми. Медиотека: «Музыкотерапия для всей семьи» (Приложение № 6).
Успех музыкального развития зависит и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей. А я в свою очередь провожу консультации для воспитателей (Приложение №2) и консультации для родителей (Приложение № 1) по данной теме.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству.
4. Результат
В качестве основного метода, является наблюдение. Изучив данную проблему, и проведя наблюдение за детьми непосредственно на занятиях, в режимных моментах воспитательно-образовательного процесса по выявлению начального уровня музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки, я могу сделать выводы. У 78% детей повысился интерес к музыкальным занятиям, расширилась сфера музыкальной деятельности, повысилось внимание, расширилось музыкальное восприятие у детей, проявилась эмоциональная отзывчивость к музыке. При выполнении заданий у детей отмечено интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом. 17% детей проявляют интерес к восприятию музыки; с помощью взрослого движениями реагирует на изменение громкости, темпа, ритма музыки; вместе со взрослым обыгрывает музыкальные произведения; начинают внимательно слушать музыку, но затем отвлекаются; узнают некоторые знакомые музыкальные произведения. А 5 % детей не проявляют явного интереса к восприятию, но включаются по предложению взрослого и действует вместе с ним непродолжительное время; затрудняются в реагировании на изменение громкости, темпа и ритма музыки; невнимательно слушают музыку, затрудняются ответить на вопросы по содержанию музыкального произведения. В результате последовательных, повседневных занятий уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился.
В перспективе я хочу продолжить изучать проблему воспитания музыкальной культуры детей уже старшего дошкольного возраста через развитие музыкального восприятия во время слушание музыки. ФГОС дошкольного образования требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяю сегодняшнему педагогу интересно организовать образовательный процесс. Поэтому я буду использовать ИКТ на занятиях по слушанию музыки в старшем дошкольном возрасте. Это использование интерактивного стола, интерактивной доски.
Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута.
5. Список используемой литературы
1. Вендрова Т. Е., Писарева И. В. Воспитание музыкой. -М. : 1991, 50 с.
2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 1989-270с.
3. Восприятие музыки : Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. - М. : Музыка, 1980 - 256 с.
4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с. : ноты.
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М. : Просвещение, 1989.
6. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. - М. : Музыка, 1988. - 254 с.
7. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.
8. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М. : Просвещение, 1990. - 158 с.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.