Получи документы

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки

ирина ядрова
Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание.

1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы. 3

2. Теоретическая часть. 3

3. Практическая часть. 4

4. Результат. 6

5. Список используемой литературы. 7

6. Приложения:

6.1. Консультации для родителей

https://cloud.mail.ru/public/K4vw/h7VtmAYBG

6.2. Консультации для воспитателей

https://cloud.mail.ru/public/BnFy/szNW2eUjc

Публикация «Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки» размещена в разделах

6.3. Перспективный план по слушанию музыки для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

https://cloud.mail.ru/public/7ttV/YJDEKU5vq

6.4. Музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях во время слушания музыки

https://cloud.mail.ru/public/98di/nwfcSxYa9

6.5. Медиотека «Музыкальный репертуар фоновой музыки в группе»

https://cloud.mail.ru/public/EpBV/uQgnGTGii

6.6. Медиотека «Музыкотерапия для всей семьи»

https://cloud.mail.ru/public/KnbS/aFSEaZXfU

6.7. Сборник презентаций: «Что изображает музыка; «В стране музыкальных инструментов»; «Детский альбом» П. И. Чайковский»

https://cloud.mail.ru/public/EmNn/mRt7fqZBZ

1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы.

ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: формирование общей культуры личности. Понятие музыкальной культуры дошкольников входит в понятие общей культуры и включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений. Музыкальная культура, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально-эстетическое сознание, включающее в себя три компонента: интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания; музыкальный вкус.

Активное восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней.

Формирование основ музыкальной культуры у ребенка младшего дошкольного возраста через развитие восприятия музыки содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию, формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования восприятия музыки детей младшего дошкольного возраста, как средства развития музыкальности. Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель : Формирование музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста через восприятие музыки, приобщение детей к музыке.

Задачи:

-Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства.

-Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра, развивать музыкальную память.

2. Теоретическая часть

В основе материала лежат работы известных учёных. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого. Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина.

По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.

Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

3. Практическая часть

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Музыка – самое сложное из искусств.

Свою работу я начала с изучения литературы. Затем составила к перспективный план по слушанию музыки для детей младшего дошкольного возраста(3-5 лет) (Приложение№3). При его составлении я учитывала: возрастные возможности детей, важные особенности репертуара, предназначенного для слушания, тематическую направленность, жанровое разнообразие. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.

Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Во время слушания музыкальных произведений я использую изобразительные

иллюстрации, художественные игрушки, пособия, музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях во время слушания музыки (Приложение №4). Знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей - развлечение. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий: например: «Что изображает музыка. Они как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому, позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. Сборник презентаций: «Что изображает музыка; «В стране музыкальных инструментов»; «Детский альбом» П. И. Чайковского» (Приложение № 7).

Для своей работы я подобрала музыкальный репертуар для звучания фоном в группе. В репертуар, в основном, входят классические произведения. Самым доступным и эффективным методом является использование фоновой музыки в образовательно-воспитательном процессе. Звучание музыки фоном в режимные моменты создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Медиотека:«Музыкальный репертуар фоновой музыки в группе» (Приложение №5).

Прослушивание музыкальных произведений может быть включено как в специально-организованные занятия (изо, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы, так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса. Прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей.

Ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Звук действует совершенно определенным образом на тело человека.

Родители - непосредственные участники педагогического процесса. Музыка в семье помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. Можно просто включить музыку, когда ребёнок играет, рисует, отдыхает. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Я подобрала музыкальный репертуар не только для занятий и фоновой в группе, но и для слушания музыки в семье, дома вместе с детьми. Медиотека: «Музыкотерапия для всей семьи» (Приложение № 6).

Успех музыкального развития зависит и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей. А я в свою очередь провожу консультации для воспитателей (Приложение №2) и консультации для родителей (Приложение № 1) по данной теме.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству.

4. Результат

В качестве основного метода, является наблюдение. Изучив данную проблему, и проведя наблюдение за детьми непосредственно на занятиях, в режимных моментах воспитательно-образовательного процесса по выявлению начального уровня музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки, я могу сделать выводы. У 78% детей повысился интерес к музыкальным занятиям, расширилась сфера музыкальной деятельности, повысилось внимание, расширилось музыкальное восприятие у детей, проявилась эмоциональная отзывчивость к музыке. При выполнении заданий у детей отмечено интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом. 17% детей проявляют интерес к восприятию музыки; с помощью взрослого движениями реагирует на изменение громкости, темпа, ритма музыки; вместе со взрослым обыгрывает музыкальные произведения; начинают внимательно слушать музыку, но затем отвлекаются; узнают некоторые знакомые музыкальные произведения. А 5 % детей не проявляют явного интереса к восприятию, но включаются по предложению взрослого и действует вместе с ним непродолжительное время; затрудняются в реагировании на изменение громкости, темпа и ритма музыки; невнимательно слушают музыку, затрудняются ответить на вопросы по содержанию музыкального произведения. В результате последовательных, повседневных занятий уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился.

В перспективе я хочу продолжить изучать проблему воспитания музыкальной культуры детей уже старшего дошкольного возраста через развитие музыкального восприятия во время слушание музыки. ФГОС дошкольного образования требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяю сегодняшнему педагогу интересно организовать образовательный процесс. Поэтому я буду использовать ИКТ на занятиях по слушанию музыки в старшем дошкольном возрасте. Это использование интерактивного стола, интерактивной доски.

Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута.

5. Список используемой литературы

1. Вендрова Т. Е., Писарева И. В. Воспитание музыкой. -М. : 1991, 50 с.

2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 1989-270с.

3. Восприятие музыки : Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. - М. : Музыка, 1980 - 256 с.

4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с. : ноты.

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М. : Просвещение, 1989.

6. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. - М. : Музыка, 1988. - 254 с.

7. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.

8. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М. : Просвещение, 1990. - 158 с.

9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.

Публикации по теме:

Занятие по развитию основ музыкальной культуры «В гости к фее музыки» Цель: развитие основ музыкальной культуры. Задачи: - развитие у детей эмоциональной отзывчивости, образного мышления; - творческого восприятия.

Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста посредством музыки От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Особенно эффективно оздоровительную работу.

Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Представление педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга».

Проект по формированию музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Краски осени» Руководитель:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василёк» Руководители:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василек» Руководители:.

Развитие потребности в красоте, воспитание культуры посредством музыки «От сладкой музыки всегда мне грустно Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста» МА ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 10:55
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки» (включая файлы) размещена пользователем ирина ядрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД