Двойченко Елена Борисовна
Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
МА ДОУ № 26 «Центр развития ребенка –детский сад» г. Кемерово Музыкальный руководитель Е. Б. Двойченко.
Публикация «Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слушание музыки, ее восприятие и анализ – основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.
Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации и происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.
Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки : инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения.
Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно, выразительно исполнять произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей. При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности.
В основе восприятия музыки лежит умение мыслить. Воспринимать музыку как «членораздельную речь». Важным условием развития умения мыслить, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культуры. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным, закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства. В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить слушать ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней.
"Художественно-эстетическое развитие. Область «Музыка»"
В соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла творческого развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". В связи с этим задачи творческого развития ориентируют педагогов не на получение знаний, а на создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей в различных видах творческой деятельности. Современное образование обращено сегодня на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. К сожалению, исследования доказывают, что существуют проблемы естественного и гармоничного развития детей дошкольного возраста, их творческого потенциала и природной одаренности. К современным проблемам воспитания следует отнести культивирование образовательных задач, в погоне за которыми забывается главное - сохранение и укрепление здоровья детей. Интеллектуально-аналитический уклон в дошкольном воспитании лишает детей непосредственного и эмоционального общения с миром природы. В погоне за знаниями родители и педагоги лишают детей детства. Современные дошкольники способны на "ты" общаться с мобильником и Интернетом, но, к сожалению, не знакомы с
мамиными колыбельными, ласковыми играми-массажами, прибаутками, потешками, играми из бабушкиного детства. Играть с малышами в "Ладушки" стало не модным? Современным родителям некогда петь колыбельные, гладить ребенка, пестовать его. А может быть, родители не знают и не умеют этого делать? Что будет, если мы все разучимся жить "в детстве", разучимся играть, любить? Возникает острая необходимость в перестройке мировоззрения, философии образования, разработке иного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста нового мышления, другого "формата". Творческие личности уже "пришли", а как обращаться с их даром, не все педагоги знают.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Термин "инклюзивное образование" предусмотрен в ФГОС и продиктован потребностями общества. С чем связаны эти отклонения? Может быть, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, быть может, отклонения связаны с социальным диагнозом "молчанка". Игра в "молчанку" начинается в раннем детстве, когда родители мало говорят с детьми, потому что устают от жизни, заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Система образования, как среднего, так и высшего звена, прочно идет по курсу "тестирования". Можно предположить, что будущие педагоги в скором времени разучатся говорить.
«Учите детей играть!»
"ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ"
Родители, имеющие детей грудного возраста, могут приступить к занятиям с первых месяцев рождения. В заботливых руках взрослого лежат маленькие ладошки младенца, который вместе с мамой или папой хлопает, шлепает, держит палочки и стучит ими. Задача родителей, пока малыш не научился говорить, проговаривать тексты, "раскрашивая" речь так, чтобы ребенку понравилось. И когда малыш заговорит сам, вы услышите в его лепете ваши интонации, которые он впитывал. Замечательным результатом может служить тот факт, если ваш ребенок овладеет принципами работы с любым рифмованным текстом. Например, в стихотворении говорится: "Вышел дождик погулять", и ребенок начинает придумывать, как можно обыграть эти слова. Появятся варианты: ритмично шагать, топать, шлепать, стучать палочками. Характер дождика можно передать различной интонацией голоса: моросящий дождь - тихим, тоненьким голосом; сильный ливень - громким, низким голосом. Если дождик только начался, говорим медленно; если дождь идет сильно, говорим быстро и т. д. Если нет под рукой палочек, то их могут легко заменить камешки, орешки, пуговицы, шишки, крышки от кастрюль, хрустальные стаканчики и вязальные спицы и т. д. Радостно наблюдать, как ваш ребенок не только красиво и правильно говорит, но использует при этом выдумку, фантазию, свое творчество.
Великая роль музыкальной деятельности
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).
Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того, чтобы понять, почему музыка оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» - видеть и слышать, становиться важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психические напряжения, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Интерес к музыке, знание ее является важным показателем духовной культуры человека.
Приобщение к музыкальному искусству, музыкальное воспитание в детском саду осуществляются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности музыкальным руководителем и воспитателем и продолжается в школе на уроках музыки.
Задачи, которые стоят перед каждым педагогом музыки, - это введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств, что требует от него серьезных знаний. Содержание музыки – это «истина и красота, наполняющие человеческие сердца». Очень важно знакомить детей с народной музыкой, о ее значении для развития песенного и танцевального творчества детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие критерии эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста : эстетическое воспитание, эстетическую оценку и эстетическое отношение, творческую активность (развитие музыкальных способностей). Очень важно обращать внимание на развитие детского творчества – песенного, танцевального, игрового; на интегрированные занятия, праздники и развлечения, на организацию самостоятельной музыкальной деятельности детей, на музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.