Ольга Журавлева
Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Публикация «Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова» размещена в разделах
Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в дошкольные годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;
- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
Различные произведения художественной литературы обогащают словарный запас ребенка, его речь развивается на лучших образцах родной речи. Художественное слово в разных её формах — стихотворение, сказка, рассказ, потешка, загадка, пословица, поговорка — используется как одна из форм воспитания детей. Различная художественная литература рассказывает о жизни и трудолюбии людей, о подвигах,достижениях, о событиях из детства, об играх, забавах и труде детей. Различные произведения художественной литературы формируют у детей нравственность : хорошо — плохо, справедливо — несправедливо. Читая детям произведения художественной литературы, мы воспитываем эстетическое восприятие детей : ребенок слушает и создает в своем мире воображения зрительные образы, он как будто видит, о чем говорит писатель. Мы воспитываем интерес к образной речи, любовь к художественному слову, которая в дошкольном возрасте выражается в любви к слушанию сказок, рассказов, стихов и т. д.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание - великое дело : им решается участь человека». Читая книгу, дети радуются, переживают, удивляются, сострадают и все это - эмоции, которые очень нужны детям. Я считаю, что ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт. У детей формируется правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, формируется положительное отношение к труду взрослых. Книга учит вежливости и хорошим манерам, помогает детям понять друг друга.
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет «уголок книги», созданный в группе. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
В формировании у дошкольников любви к художественным произведениям существенную роль играет семья, перед которой стоит задача по воспитанию грамотного читателя. Эта задачу семья может реализовать через ежедневное чтение ребенку художественных произведений, рассматривание книг, иллюстрации к ним, беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось ребенку, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребенка, учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, приучать воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело, формировать нравственные качества ребенка.
Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.
Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.
Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для социально – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие. Чтобы увлечь детей, заинтересовать, чтобы добиться большего в овладении навыками и умениями помимо разъяснения и показа, использования картин, дидактических игр, игровых приёмов большое место я отвожу художественному слову.
В работе я поставила перед собой следующие задачи:
- использовать художественное слово в воспитании у детей различных навыков и умений: самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, причёсываться, следить за своей одеждой, самостоятельно есть, воспитывать положительное отношение к этим процессам.
- формировать у детей первый практический опыт общественного поведения: побуждать к проявлению внимания, сочувствия, желания уступить, поделиться, помочь.
-создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
Я подобрала большое количество потешек, поговорок- простых, коротких, с чётким ритмом. Они особенно помогали в период адаптации, когда малыш скучает по дому, маме. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, побудить чувство к пока ещё чужому человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Перебираю пальчики Лизы, Саши приговаривая:
Этот пальчик - дедка Этот пальчик - бабка Этот пальчик - папенька Этот пальчик - маменька А вот этот - малыш Зовут его Денис
Мальчик прислушивается к словам потешки, веселеет.
Для других детей ласково обращаюсь и каждому говорю:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Лизонька -хорошая!
Лизонька— пригожая!
Пытаюсь успокоить плачущего:
Ты садись-ка, добрый молодец,
Поплотнее со мной рядышком
И не надо плакать, милый
Вон какой ты стал сопливый (красивый)
Плакать не надо,
Слушаться нужно
Будем играть мы дружно, дружно.
Ребята не все реагировали на приговорки одинаково. Настю, Матвея надо привлекать к играм и тут я нахожу нужное слово :
С Настей вожу заводную каталку-курицу, приговариваю:
Курочка-тараторочка по двору ходит,
Цыплят водит Хохолок раздувает Малых деток потешает
Или заводной зайка:
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
День начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:
- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают.»;
Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».
Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность.
Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись.», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Дети отвечают: «Спасибо зарядке»!
В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол отказываются от еды, капризничают и тогда я говорю такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:
«Я напомню об одном:
не кривляйся за столом,
всем пора бы научиться,
кушать вилкой,
Ты не знаешь?
За столом надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить».
«За столом едят друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте, как угодно!»
Игра - вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто» :
«А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Не бросать и не ломать
А на место убирать»
Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».
«Лиза с куколкой играла
Платье кукле разорвала.
Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.
Даня мячик маленький нашел
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим
Нет, не надо быть таким?
Вы игрушки берегите и заботливо храните!»
Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:
«В споре кулаки мешают,
Они проблемы не решают!
Драчун понять и не пытался
Чуть что - он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит
Вздыхает тяжко и грустит
Никто с ним больше не играет
К себе его не приглашают.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться»
Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность.
Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научат ребенка вслушиваться, вглядываться в окружающее, понимать и любить произведения искусства. Так средствами искусства обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.