Мария Орлова
Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовет 03.02.2015г.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.
Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я. А. Коменский.
Публикация «Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. педагоги стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, они использовали разнообразные игры.
С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по его мнению, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Поэтому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру».
Так же в трудах К. Д. Ушинского и других отечественных педагогов содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.
К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.
Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи: 1. Изучить психологию мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.
3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
- В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
- Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
- Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
- Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
- общее, частное и единичное
- утвердительное и отрицательное;
Понятие – житейское
- научное;
Умозаключение – индуктивное
- дедуктивное
- умозаключение по аналогии.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.
- Анализ
-Синтез
- Сравнение
-Обобщение
- Абстрагирование
- Конкретизация
- Классификация
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
- Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.
- Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
- Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
СРЕДСТВА РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
- Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
- Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
- Загадки. Задачи – шутки.
- Игры-головоломки.
- Игры с счетными палочками.
- Разгадывание ребусов.
- «Неправильные» сказки.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В группах создана предметно - развивающая среда, выделены специальные центры с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
В своей работе с детьми дошкольного возраста очень часто используются игры на развитие логического мышления. Часто воспитатели придумывают их сами, они несложные, но в то же время развивают память и логическое мышление детей.
Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить.
- Вот, например дидактическая игра - Лото «Кто, где живет?».
Цель: развивать речь детей, мышление, память.
Ребенку необходимо по силуэту узнать животного, назвать его и страны, в которых он встречается. Найти совпавшие картинки и накрыть их.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.
- Дидактическая игра «Где чей дом?»
Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.
Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.
-Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий»
Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.
-Дидактическая игра «веселая логика»
Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.
Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
-Игра «слоги и слова»
Цель: Закрепление навыков чтения, деления слова на слоги, развитие логики и мышления.
-Игра-лото «Логика»
Цель: Развитие зрительного восприятия, речь, внимание, логическое мышление.
-Развивающая «Направо-Налево»
Дети самостоятельно могут проверить свои знания понятий «направо», «налево», развиваем внимание, мышление, речь.
-Палочки «Кюизенера»
Цель: развитие интеллекта детей, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности.
-Игры с счетными палочками
Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.
Детям дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек.
-Логические блоки «Дьенеша»
Цель: Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
- Конструкторы, пазлы
Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.
-Работа с родителями
-Знакомство родителей с содержанием работы по программе.
-Разработка консультаций для родителей по данной теме.
-Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).
-Рекомендации для родителей по использованию литературы.
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.