Приложение МААМ

Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Мария Орлова
Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педсовет 03.02.2015г.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я. А. Коменский.

Публикация «Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. педагоги стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, они использовали разнообразные игры.

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по его мнению, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Поэтому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру».

Так же в трудах К. Д. Ушинского и других отечественных педагогов содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи: 1. Изучить психологию мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.

3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.

АКТУАЛЬНОСТЬ

- Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.

- В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.

- Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

- Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

- Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное

- общее, частное и единичное

- утвердительное и отрицательное;

Понятие – житейское

- научное;

Умозаключение – индуктивное

- дедуктивное

- умозаключение по аналогии.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.

- Анализ

-Синтез

- Сравнение

-Обобщение

- Абстрагирование

- Конкретизация

- Классификация

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

- Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

- Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.

- Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

СРЕДСТВА РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

- Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

- Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

- Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

- Загадки. Задачи – шутки.

- Игры-головоломки.

- Игры с счетными палочками.

- Разгадывание ребусов.

- «Неправильные» сказки.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В группах создана предметно - развивающая среда, выделены специальные центры с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

В своей работе с детьми дошкольного возраста очень часто используются игры на развитие логического мышления. Часто воспитатели придумывают их сами, они несложные, но в то же время развивают память и логическое мышление детей.

Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить.

- Вот, например дидактическая игра - Лото «Кто, где живет?».

Цель: развивать речь детей, мышление, память.

Ребенку необходимо по силуэту узнать животного, назвать его и страны, в которых он встречается. Найти совпавшие картинки и накрыть их.

- Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.

Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.

- Дидактическая игра «Где чей дом?»

Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.

Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.

-Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий»

Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

-Дидактическая игра «веселая логика»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.

Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

-Игра «слоги и слова»

Цель: Закрепление навыков чтения, деления слова на слоги, развитие логики и мышления.

-Игра-лото «Логика»

Цель: Развитие зрительного восприятия, речь, внимание, логическое мышление.

-Развивающая «Направо-Налево»

Дети самостоятельно могут проверить свои знания понятий «направо», «налево», развиваем внимание, мышление, речь.

-Палочки «Кюизенера»

Цель: развитие интеллекта детей, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности.

-Игры с счетными палочками

Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.

Детям дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек.

-Логические блоки «Дьенеша»

Цель: Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.

- Конструкторы, пазлы

Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.

-Работа с родителями

-Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

-Разработка консультаций для родителей по данной теме.

-Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).

-Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

План по самообразованию воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных.

Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста» То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Китайская мудрость Характеристика проекта Проект рассчитан.

Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша «Чтобы переварить знания, Надо поглощать их с аппетитом» Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста Одним из главных показателей готовности ребёнка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Словесно-логическое мышление.

Семинар-практикум для родителей «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности. Задачи:.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений Актуальность. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 22:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Мария Орлова (УИ 540957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД