Надежда Кудинова
«Воспитание чувства красоты у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о сущности красоты всегда волновал людей. Сменяют друг друга эпохи, изменяются понятия о красоте, но радостное ощущение её присутствия остаётся и становится мерилом духовного развития.
Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальной организации, по своему развитию и настроению, тем сильнее они «разойдутся» в эстетической оценке. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.
Публикация «„Воспитание чувства красоты у старших дошкольников“» размещена в разделах
У детей шести лет существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать, что дети неравнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое». Но отношения ребёнка со средой не имеют той тонкости и многообразия, как у взрослых. Его опыт гораздо беднее. Поэтому у ребёнка представления о красоте неадекватны, своеобразны. Опыт показывает, что к ребёнку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает. Интересен тот факт, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект художественного вкуса (сочувствие, сопереживание, «красивые» человеческие качества и свойства души. Психологические исследования учёных показывают, что шестилетки не могут ещё правильно оценивать красоту произведений живописи даже в том случае, если произведение отражает красоту реального мира. Это связано с особенностями воображения дошкольника. Эстетически оценивая детали («красивый цвет», «красивая одежда», «красивый букет», «красивые украшения, причёска, платье», дети не способны пока к оценке общего построения картины, мастерства художника и его замысла.
Методика формирования представлений о красоте посредством живописи включает:
- художественные наблюдения в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи;
- знакомство с живописью через искусствоведческий рассказ педагога, беседы, дидактические игры;
- развитие художественных ассоциаций, способности сопоставлять произведение живописи с аналогичными явлениями из жизни;
- активизацию желания общаться по поводу красоты на вербальном (беседа) и невербальном (рисование) уровнях.
Красота природы.
Например, красота осени – это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др. ; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь, грибная пора; осенние цветы, вобравшие тепло солнечных деньков; «полетели паутинки с паучками в серединке»; (художественные наблюдения, дидактические игры: «Выбери самый красивый осенний цветок и расскажи о нём сказку», «Нарисуй красоту осени», «Кто лучше всех понял красоту осеннего дождика»).
Красота предметов.
Нас окружает мир вещей. Они постоянно необходимы нам. Эти вещи не только полезны, удобны, но и красивы. ( Дидактические игры и рисование: «Расскажи, в чём ты видишь красоту вещи», «Кто найдёт красоту в предмете»).
Красота человеческих отношений.
Человек красив своими делами, поведением, поступками, внешностью.
(«Расскажи о красоте близких тебе людей», «Какой бы тебе хотелось совершить красивый поступок» - темы для индивидуального общения педагога с ребёнком. Рисование на темы сказки К. Чуковского «Федорино горе», стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный».)
Красота искусства.
Это красота, созданная руками человека. Искусство – это картины, скульптура… Мы любуемся ими в музеях, на выставках. Художники видят красоту во всём, что нас окружает, и хотят оставить её навсегда, ведь красота недолговечна. («Чем красив закат (восход) солнца?», «В чём красота моря?», «Красота человека» - темы художественных «философских» бесед, созерцаний, придумывание детьми сказок и историй, творческих рисунков).
Обогащение представлений детей о красоте вообще и способах её достижения на примере искусства живописи приводит к развитию образно – эстетической выразительности рисунков. Грамотное воспитание у детей шести лет чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребёнка к окружающему миру, природе, людям.