Сарвиназ Пашаева
Воспитание культуры общения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наверняка в своей жизни вы сталкивались с невоспитанными взрослыми людьми. А ведь, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших воспитанников.
С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо».
Публикация «Воспитание культуры общения у старших дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
События, происходящие в мире в настоящее время, отражаются не только на политике государств, их экономике, науке, образовании и здравоохранении, но и касаются области человеческих взаимоотношений.
Общение –это актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов.
Известно, что в процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы.
Культура общения является составной частью общей культуры поведения и необходимым условием нравственного развития полноценной личности.
Несформированность навыков культуры общения порождает специфические черты общего и речевого поведения - снижение потребности в общении, ограниченную контактность, неумение поддерживать беседу, контролировать свою речь, способствует возникновению психологических проблем- формированию нерешительности, робости, замкнутости.
Активное освоение культуры общения происходит уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте ребёнок становится способным моделировать социальные отношения между людьми, к которым он, так или иначе, причастен.
Воспитание культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений пристальное внимание необходимо уделять решению задач воспитания культуры общения.
Исследования специалистов в области дошкольного воспитания показывают, что развитие этической культуры общения детей будет эффективным, если перспективны и поступательны цели, чётко определены содержание, методы и формы организации обучения, если у детей формируется осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям и умения предвидеть ситуацию общения, правильно оценивать её и, в соответствии с этим, применять речевые нормы общения.
Основными средствами развития культуры общения К. Д. Ушинский выделял устное народное творчество и пример взрослых. Он отмечал, что волшебные и бытовые народные сказки дают детям большой и ценный познавательный материал для развития нравственных представлений и понятий.
В. Г. Белинский связывал культуру общения с гуманностью. По его представлению, «гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием».
А. С. Макаренко считал, что главным принципом, которым надо руководствоваться в деловом официальном общении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему.
В. А. Сухомлинский считал, что движущими силами общения должны быть обе стороны: и взрослые и дети («творцы и творимые», предъявлял определенные требования к воспитателю, подчеркивая, что общение воспитателя должно характеризовать «большую чуткость, тактичность по отношению к детям.»
Культура общения включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека. «По одежде встречают, по уму провожают» гласит русская народная пословица. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные слова. Даже одеваясь, надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе каждый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим.
Одной из важных частей культуры общения несомненно является речь. Культура речи предполагает наличие у дошкольников достаточного запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
В целостном педагогическом процессе роль общения актуализирует проблему формирования культуры общения у старших дошкольников.
На ее комплексное изучение направлены усилия ряда наук: философии и социологии, психологии и педагогики, что определяет разнообразие направлений данной проблемы.
Интерес к проблеме формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызван тем, что в данный период дети усваивают нравственные нормы, этические представления, у них формируется эмоционально-положительное отношение к окружающим людям
Целью нашей работы с воспитанниками старшей группы стало научить ребёнка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании.
Были определены основные задачи:
Помочь ребёнку выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей;
Побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки;
Вызвать у ребёнка интерес к проблемам общения;
Способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.
Общение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошей культуре общения, что помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
Хорошо известно, что основной вид деятельности дошкольников – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка, дисциплинированность.
Игре всегда придавалось большое значение как в развитии у детей умственной активности, так и навыков общения. Научными исследованиями доказана большая эффективность использования игр в целях воспитания умственной активности, самостоятельности мышления и навыков общения. Ф. В. Фребель широко использовал игру как одно из средств формирования у детей правил и норм нравственного поведения, развития умения общаться между собой. «В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через общения с внешним миром», - писал Ф. В. Фребель. В дошкольном образовательном учреждении следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность путём общения друг с другом.
Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения со сверстниками и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим их чувства и мысли.
Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, используем различные методические приё мы: беседы на нравственные темы, игры-драматизации, настольные игры, сюжетно-ролевые,упражнения, беседы, чтение художественной литературы.
Правильная организация деятельности в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога и окружающих ребенка взрослых– необходимые условия для воспитания культуры общения у старших дошкольников.
Таким образом, в процессе воспитания культуры общения у старших дошкольников в процессе игры необходимо развивать у них желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, воспитывать коллективизм, уважение к взрослым, умение делиться с товарищами игрушками. Учить детей справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, не ссориться, не спорить по пустякам, не зазнаваться, соблюдать правила, не радоваться когда другой проигрывает, играть честно, помогать товарищу, если умеешь что-то делать лучше – научи его. все эти задачи эффективно формируются в процессе совместного творчества, в ходе реализации проектной деятельности, реализуемой в группе.
Исходя из выше сказанного, воспитание культуры общения у старших дошкольников является основным условием успешной адаптации человека к любой социальной среде, а именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Только при целенаправленном воспитании дошкольники приобретают прочные навыки вежливости: приветливо здороваются и прощаются со всеми, взрослыми и сверстниками, без напоминания называют взрослого по имени и отчеству, умение выслушивать взрослого и выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой, своевременно вступать в разговор, проявляя при этом вежливость и сдержанность, благодарить за услугу при необходимости предложить свою помощь. Дети с уважением относятся к своим сверстникам, приветливо и в доброжелательном тоне разговаривают, задавая вопросы, четко формулируют мысль и употребляют вежливые формы обращения.
Только систематическая, педагогически правильно спланированная работа по воспитанию культуры общения в семье и дошкольном образовательном учреждении дает положительный результат по формированию культуры общения у старших дошкольников.