Зоя Сергеевна Гончарова
Космическое воспитание старших дошкольников посредством дидактического пособия «Солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ответственности подрастающего поколения, как за судьбу человеческой общности, так и за сохранение окружающего мира приобретает все большую актуальность в дошкольном образовании. В этой связи особенное звучание приобрело космическое воспитание. Целью такого воспитания является развитие творческой активности личности, ее способность не только сохранять и разумно преобразовывать окружающую среду, но и, понимая всю общность космических явлений, ощущать ответственность за эти преобразования.
Публикация «Космическое воспитание старших дошкольников посредством дидактического пособия „Солнечная система“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Космос. Все о космосе для детей
- Планеты солнечной системы
- Старшая группа
- Темочки
Центральная идея космического воспитания – это познание человека во всем его многообразии и сложности, его месте в культуре, истории, окружающем мире. Вводя космическое воспитание как предмет изучения, необходимо, прежде всего, сформировать и сохранить целостное восприятие мира у дошкольников.
Воспитанникам нашей группы 5-6 лет, это возраст когда детям все интересно, и наблюдения за животным и растительным миром, а также Солнце и Космос в прямом его понимании. Поэтому космическое воспитание включает в себя основы всех наук. Конечно, взрослые не могут ответить на все вопросы ребенка, поэтому главная задача педагогов - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. В этом случае ребенок учиться обходиться без взрослой помощи и контроля.
Активность наших детей направлена на освоение окружающего мира. Мы даем возможность удовлетворять, насыщать природную потребность в познании. В зоне космоса группы представлено много книг о происхождении человека, об истории мира, животном и растительном мире, дидактические и познавательные игры. Наблюдая за детьми, мы заметили, что интригующей и завораживающей для них темой стала тема космического пространства, планетария, небесных светил, история развития жизни на планете. Дети рассматривали карты созвездий, континентов энциклопедии. Но возник вопрос, как можно маленькому ребенку объяснить, что же скрыто в бездонной темноте ночного неба? И как можно долететь до звезды?
Сегодня мы хотим представить Вашему внимания дидактические пособия «Солнечная система» и «Лента времени», с помощью которых можно наглядно объяснить детям расположение планет во Вселенной и сформировать представление о соотношении их размеров, объяснить что такое временной отрезок, и как определить этапы развития в различные периоды жизни природного мира, человека и нашей планеты.
Дидактическое пособие «Солнечная система» предназначено для детей 5- 7 лет. Данное пособие поможет познакомить детей с понятием «Солнечная система», с планетами их названиями и расположением относительно Солнца.
При работе с материалом происходит первое изучение астрономии, Развивается зрительная память, косвенно ребенок готовится к чтению и письму.
Для изготовления дидактического пособия нам понадобилась ткань синего цвета, из которой мы сделали ковер, символизирующий космическое пространство, на ковре для удобства детей нанесли линии, обозначающие расположение планетарных орбит. Для макетов планет мы подобрали шары различных размеров: это могут быть мячи, шары папье маше, изготовленные из соленого теста, и т. д. Главное условие – планеты должны по размеру в соотношении друг с другом иметь приблизительные пропорции, отображающие реальность. Для определения орбит мы сделали 9 шнурков. Карточки с названием планет и порядковые номера планет. Для обозначения астероидов и комет мы взяли камешки разных размеров и цветов, а также карта солнечной системы для самоконтроля.
С чего следует начинать знакомство ребенка с данным материалом? Сначала вместе с ребенком мы рассматриваем карту солнечной системы. После зрительного запоминания расположения планет на карте мы начинаем презентацию нового пособия. Главным упражнением служит попытка узнавать планеты Солнечной системы и располагать их на орбитах в правильном порядке по отношению к Солнцу. Обычно 5-6 летние дети довольно быстро запоминают этот порядок и названия планет. Кстати, работа с этим материалом косвенно стимулирует детей к освоению процесса чтения. Начинаем презентацию с коврика темно-синего цвета, с нанесенными линиями для обозначения орбит, имитирующего космическое пространство. Затем обращаем внимание ребенка на шнурки, для определения планетарных орбит, выкладываем на коврике поочередно орбиты, определяя зрительно очередность. Когда все орбиты занимают свое место, в центр кладем Солнечный шар. Проговариваем ребенку «Это Солнце». Точно так же следует поступить с планетами, выкладывая их на свои орбиты. Проговариваем названия планет, например: «Это Меркурий». После того как все планеты окажутся на своих местах, напротив каждой из них кладем карточку с названиями и порядковый номер. После презентации предлагаем ребенку повторить все этапы самостоятельно. Получится очень красивая картина. Можно встать и полюбоваться ею. Контроль ошибок осуществляется с помощью контрольной карты.
Пособие «Солнечная система» предназначено для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы. Материал лежит в доступном месте, на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на коврик. Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает ребенку только по его просьбе.
Для дальнейшего освоения Солнечной системы можно усложнять задания: снабдить планеты спутниками, текстами о температуре, воздухе и т. д.
После зрительного запоминания расположения планетария, проводятся групповые занятия в круге с более подробным знакомством с планетами. Это занятия-путешествия, полеты к далеким космическим просторам, игры «Жители Солнечной страны», «Полет к звездам», и т. д. Такие занятия помогают запоминанию основных космических терминов, сплочению детского коллектива.
Разнообразить и расширить знакомство с Космосом, можно добавив к пособию и кругам занятий метеориты, кометы и звезды.
Заключительным этапом в освоении «Солнечной системы» ребенку предлагается нарисовать космос по представлению или вылепить и раскрасить планеты.