Вера Ермакова
Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПЛАН СЕМИНАРА :
1. Важность работы по формированию коллектива в современных условиях жизни нашего общества.
2. Основы формирования детского коллектива :
Публикация «Семинар „Воспитание коллективизма у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
2.1 формирование коммуникативных навыков;
2.2 опыт использования положительных групповых норм поведения;
2.3 организация совместной деятельности
3. Воспитывающий и развивающий коллектив
4. Независимость личности в условиях самоуправления
5. Методика косвенного воздействия и автономный коллектив.
Какими бы сложными и неоднозначными не были в настоящее время перипетии исторического развития нашего государства, всем определенно известно, что его педагогическую часть заботит более всего нравственное воспитание общества. Да оно должно и будет непременно высокообразованным. Но оно еще должно быть морально-чистым и нравственно-здоровым. Это – первая причина, по которой я выбрала в своей педагогической деятельности тему нравственного воспитания в процессе формирования коллектива дошкольников.
Во-вторых, проблема формирования детского коллектива в дошкольном учреждении настолько важна и актуальна, насколько она и сложна. Дошкольное детство – это важный период жизни. В стенах детского сада маленький человечек развивается не только физически, здесь формируется его характер и складываются нравственные сферы личности.
К тому же психологи во главе с С. Г. Якобсон (ведущим сотрудником Института педагогических инноваций Российской Академии образования) считают, что именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морально-нравственного становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к морально-нравственному воспитанию. И положительный или отрицательный моральный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем.
Несомненно ясно и то, что гармонично-развитую личность можно воспитать только в коллективе. Специалисты должны стремиться развить в детях навыки коллективного обучения, умение слушать педагога и сверстников, способность к восприятию. Воспитателям и родителям необходимо постоянно помнить о предстоящей психологической адаптации детей к будущей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия.
Итак, определенно ясно, что малышу комфортно развиваться, воспитываться и обучаться именно в коллективе своих сверстников. Ведь потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения детей с товарищами по группе (близкими по уровню физического развития, по основным психологическим параметрам) рождают наиболее необходимые и глубокие переживания, наполняют смыслом их действия и поступки. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь и дружба, признание и понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Коллективное общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в коллективе, а позже – и в мире.
Ко всему выше изложенному следует добавить: успех воспитания в коллективе возможен только при бережном отношении к личности каждого ребенка.
В детском саду с самых ранних возрастных групп нам, воспитателям, необходимо формировать коммуникативные навыки. Этим мы будем решать две важные задачи:
1. Создавать предпосылки для восприятия детьми знаний.
2. Растить нравственно – оформленную личность.
На мой взгляд вторая задача является более важной.
Педагогу точно и грамотно необходимо детский коллектив формировать, а его развитие следует направлять.
Для того, чтобы подготовить детей к жизни и деятельности в условиях демократического общества (а это сейчас глобально и актуально, необходимо воздействовать на развитие отношений детей внутри группы. И это непременно следует делать начиная с самого раннего возраста.
Вот наблюдение из практики работы в нашей I младшей группе «А» МБДОУ №150. Дима Зеленин всегда с радостью подаст любому ребенку из группы обувь или одежду во время одевания; поможет убрать товарищу игрушки, если даже сам в них не играл; принесет книгу; подаст чашку и т. п. Мы, педагоги, просто не нарадуемся его поведением и поражаемся: откуда в этом, еще аленьком человечке (22.08.2003 г. р., столько чуткости и бескорыстия. Ведь он за это ничего не получает, кроме благодарного слова «спасибо». Значит ему этого достаточно. Плюс ко всему – одобрение взрослых. Чем не доказательство тому, что даже в группе младших дошкольников уже начинает нравственно – верно формироваться опыт использования положительных групповых норм.
При этом важна доверительная форма общения между детьми и педагогами. Ведь основные приоритеты в дошкольном воспитании на сегодняшний день в России несомненны – воспитание как благо для ребенка; создание условий для свободного, полноценного выражения личности; творческое развитие индивидуальных способностей; бережное отношение к каждому ребенку, формирование его неповторимого облика; подготовка детей к жизни и деятельности в коллективе, как форме общественного бытия.
Детский коллектив необходимо организовать таким образом, чтобы не только индивидуальные особенности каждого ребенка получили наиболее полное воплощение, но и для того, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его развития, приобрел опыт исполнения любой роли в коллективе сверстников. А педагогу следует детский коллектив формировать, а его развитие – направлять.
От беседы к формированию коммуникативных умений.
Прежде всего воспитатель прививает ребенку навыки выражать свои потребности словами, помогает осознать свое «Я», способствует углублению взаимопонимания между детьми посредством применения циклического приема: БЕСЕДА ДЕЙСТВИЕ БЕСЕДА, при
этом особое значение придает детским стычкам и словесным перепалкам. Только таким образом детский коллектив сформируется как дружественный демократичный, а не будет подавляться и подчиняться группе более сильных товарищей.
Плюс – появляется возможность организовать совместную деятельность. Возвышая различные несовпадающие потребности каждого до общих потребностей, ребенок приучается контролировать себя по схеме: (хочу) предлагаю – (как этого добиться) вступаю в беседу – думаем вместе (план действий) – ставим цель, проводим вместе подготовительные действия для достижения поставленной цели – (даем оценку, проверяем, получилось ли согласно составленному плану действий. Это есть идеальная методика формирования коммуникативных умений. Через подобную цепочку действий каждый ребенок осознает личную роль на пути движения к общей цели, старается возможно лучше исполнить свою роль. Ребенок чрезвычайно горд и счастлив, если общая цель достигнута в результате и его личных усилий. Ведь коллектив – это высшая форма существования личности.
А в идеале для педагога должна стоять цель: организация коллектива самоуправления, в котором дети могли бы разрешать возникающие противоречия, т. е. это должен быть способный к самоуправлению, воспитывающий коллектив самостоятельных детей.
Воспитателю следует способствовать взаимодействию детей независимо от уровня их развития. Кроме того возникает возможность воздействия на каждого отдельного ребенка путем совершенствования коллектива.
И в воспитании детей до трех лет можно определить следующие неотложные задачи:
1. продумывать, творчески проводить веселые игры и прогулки, в которых с радостью будет участвовать любой ребенок;
2. со вниманием относиться к новому опыту или открытию каждого отдельного ребенка, развивать практику ознакомления всех детей группы с этим новым опытом или открытием;
3. со вниманием относиться к стычкам между детьми, учить детей анализировать конфликтные ситуации, обсуждать их; руководить этим процессом очень деликатно.
Задачи для дальнейшего совершенствования коллектива детей, уже достигших трехлетнего возраста:
1. опираясь на опыт ребенка, направляя его от диалога к действию и от действия к диалогу, воспитатели должны углублять взаимопонимание между детьми, одновременно помогая им самоутверждаться;
2. в повседневной жизни они должны уделять внимание трудовой деятельности;
3. воспитателям следует придавать большое значение соревнованию детей при решении общих задач, участии в общих мероприятиях, являющихся ключевыми в коллективной жизни. Необходимо формировать у детей чувства взаимопомощи, уверенности в себе и гордости за правильно выполненную работу.
Решение этих задач будет способствовать дальнейшему улучшению положения ребенка среди других детей.
Независимость личности в условиях самоуправления.
Следует признать, что в процессе формирования личности именно дошкольный возраст является решающем. Именно в раннем детстве закладываются психологические особенности и нравственные качества личности.
Самостоятельность ребенка как субъекта развития прямо зависит от направляющей деятельности воспитателя, от влияния коллектива. Формируя в ребенке самостоятельность, воспитатель должен выбрать правильные методы руководства и учитывать особенности коллектива. Таким образом, самостоятельность – общее понятие, существующее в педагогике в тесной связи с понятием развития и применяемое в теории руководства. Суть этого понятия – в самостоятельной деятельности ребенка, опосредованной механизмом руководство – развитие. Следовательно, самостоятельность является не просто отправной точкой и результатом развития. Этот феномен возникает как опосредованное руководством воспитателя и влиянием коллектива явление. Это достигается содержанием и методами воспитания, педагогическими принципами.
В действительности, личность ребенка как субъекта жизни органично вплетается в жизнь взрослых и формируется под влиянием всех противоречий общества. Следовательно, важно направлять развитие ребенка с учетом его реального окружения: особенностей семьи, местности и др. Однако важно обращать внимание на то, что личность ребенка как субъекта развития является зависимо – опосредованной автономной жизнью детского коллектива. Для самостоятельности ребенка автономная жизнь коллектива особенно значима. Ведь жизнь имеет как практическую, так и фантазийную сторону. Главная причина несамостоятельности современных детей в том, что они теряют способность общения с друзьями, не могут быть автономными в коллективе. Именно поэтому в воспитании детей младшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на обучение общению. Но ведь создание условий для общения и автономности детей – это есть и реальность, и фантазийность деятельности в коллективе. Опираясь на эти свойства деятельности, воспитатель может формировать самодеятельность личности.
Организация автономной жизни дошкольника – главная задача направляющей деятельности воспитателя.
Самостоятельность ребенка и направляющая деятельность воспитателя.
Для самодеятельности личности исключительно важно наличие цели и перспективы, поскольку они служат проводниками между внутренним духовным миром личности и ее внешними проявлениями.
Однако у детей ни цель, ни перспектива не могут возникать сами по себе. Их появление у ребенка может произойти только под руководством имеющего цель воспитания. Сознательные действия ребенка на практике организуются целенаправленным воздействием – руководством. При бесцельном воспитании не может возникнуть цели и у ребенка. Имеющего цель ребенка может вырастить только имеющий цель воспитатель. Цель его – быть посредником между детьми; используя мастерство, он руководит действиями. Например, цель воспитателя – «ребенок, уважающий товарищей» - должна передаваться малышу посредством мастерства педагога. Специфика педагогического воздействия заключается в том, что ребенок не только, субъект, имеющий свой внутренний мир, он и объект воздействия педагогической методики. Следовательно, внешнее воздействие (руководство) станет эффективным только в том случае, если оно окажется в согласии с внутренним миром ребенка. Если мы хотим добиться понимания ребенком своих действий и побудить его к ответной деятельности, то руководство должно быть опосредованным. Только таким образом можно достичь формирования самостоятельности у детей.
Формирование коллектива, его самоорганизация и самоуправление рассматриваются нами как педагогический прием, заключающийся в опосредованности руководства.
При этом объединяются в одно целое цель, содержание, метод. Односторонним и неверным является подход к коллективу как к средству для тренировки навыков общения. Формирование включает как его организацию, так и деятельность. Это не есть прямое воздействие на детей. Формирование коллектива – путь проникновения во внутренний мир ребенка, организации самостоятельной деятельности, всестороннего развития личности.
Воспитание общего участия.
Формировать самостоятельность, целеустремленности ребенка с самого раннего возраста – это дальнейшая задача дошкольного воспитания. В чем же причина того, что вырастают несамостоятельные, апатичные, отчужденные дети? Так получается из-за нарушения связей, объединяющих человека с человеком, личность с личностью. В таких условиях на долю ребенка остаются одиночество, изоляция.
Необходимо создать линии взаимодействия личности с личностью, поднять ребенка до подлинного гуманизма, и тогда можно строить здание самостоятельности ребенка как человека. Серьезная педагогическая проблема отчужденности существует и в воспитании дошкольников. В чем же суть отчужденности? Прежде чем отверженный ребенок выпадает из поля зрения воспитателя, он исключается из круга приятелей, из коллектива друзей. До того как такой ребенок становиться отстающим в занятиях, он лишается желания овладевать умениями и знаниями, теряет интерес к жизни. Поэтому к данному явлению надо подходить со следующих позиций: «До того как ребенок становиться объектом воспитательного воздействия для учителя, он является субъектом жизни, членом коллектива». (А. С. Макаренко) Ребенок изначально существует как субъект жизни, как член коллектива.
Только развитие личностей в коллективе может обеспечить создание высоко – нравственных и демократических связей между детьми. Степень взаимозависимости индивида и коллектива при этом определяется зрелостью коллектива. Поэтому формирование определенных нравственных норм и демократических отношений в сложившемся коллективе детей будем называть коллективом общего участия. Формирования коллектива общего участия выражает идею: ни один человек не должен быть отвержен. Участие – это, когда ребенок как субъект жизни, будучи членом коллектива, в котором он существует, находиться в одной из ячеек коллектива, является его полноправным членом и вступает в ответственные, взаимозависимые отношения с товарищами.
Методика косвенного, опосредованного воздействия.
Субъективное участие ребенка в коллективе и его деятельности составляет воспитательную цель коллектива. Однако такое участие не должно быть ни произвольным, ни формальным. Оно должно помочь наладить ответственные взаимозависимые связи в коллективе. Если придерживаться этой линии, результатом будет методика опосредованного воздействия, методика увязывания интересов коллектива с жизнью.
С одной стороны, коллектив контролирует поступки и действия его членов, а с другой, он создает чувство психологической стабильности, удовлетворяет потребность в дружбе, защищает своих членов. Используя защитную функцию коллектива воспитатель продвигает его к дальнейшему развитию. Благодаря взаимозависимым коллективным отношениям контроль и восприятие можно осуществить одновременно, чего не скажешь о методике прямого воздействия, когда в результате получается либо сплошной контроль, либо полная свобода и вседозволенность. В любом из этих случаев в коллективе не возникают ответственные взаимозависимые отношения.
Методика косвенного воздействия и автономный коллектив.
Воспитательное воздействие всегда проявляется в каких-либо формах. В методике коллективного воспитания тоже есть форма, например подгруппа (можно назвать и бригада). Небольшие подгруппы детей (или бригады) должны применяться как средство воздействия на каждого отдельного ребенка. Эффективен метод: «ВОСПРИЯТИЕ – РУКОВОДСТВО» и «РЕФЕРЕНТНЫЙ КОЛЛЕКТИВ». Педагог должен начать свое руководство детьми с психологического воздействия. При этом воспитатель использует человеческие отношения, товарищество в качестве средства, чтобы добиться от ребенка адаптации к группе, психологической стабильности. Адаптации достигают и путем поощрения, объединения в приятельские компании. Для удовлетворения же психологического равновесия стараются дать возможность всем детям по очереди быть ответственными за исполнение того или иного поручения.
Дети нуждаются в друзьях. Уловить эту потребность – важнейший момент в дошкольном воспитании, для этого и создаются подгруппы (бригады, в которых обязательно должны быть дружеские отношения. Здесь подгруппа используется как средство внушения ребенку чувства удовлетворения, достижения психологического раскрепощения. Контроль и неоднократное повторение действий и поступков детей, так же как и психологическое воздействие, очень важны в работе воспитателя.
Итак, руководство – это организация самодеятельности, самодвижения личности ребенка как субъекта жизни, субъекта развития. Коллектив необходим как способ претворения в жизнь косвенного воздействия, призванного руководить становлением активной, самодеятельной личности. Коллектив, который делает возможным такое самодвижение активной личности называется автономным коллективом.
Параметры автономного коллектива :
1. Максимальное уважение и максимальная требовательность по отношению к ребенку. В основе концепции формирования коллектива должны лежать доверие и ожидание по отношению к развитию ребенка. Максимальное уважение возможностей ребенка к развитию и последовательная требовательность делают необходимыми наличие самоуправления и самостоятельности коллектива.
2. Единство практических задач – личной и коллективной. Автономия – это совместные действия членов коллектива по выполнению общей задачи. Деятельность будет полезной для личности в том случае, если она будет включать в себя общую для коллектива задачу, а автономия – это способ деятельности, когда и выбор цели, и ее практическое достижение осуществляются сообща.
3. Единство деятельности и организации.
Самоуправление коллектива должно исходить из двух посылок: содержания деятельности и системы организации. Понятие деятельность и организация взаимосвязаны, вопрос в том, что важнее. В любой деятельности ребенка присутствует двойственность – реальность и фантазия; причем реальность глубоко связана со степенью зрелости коллектива.
4. Двойственность самоуправления.
Самоуправление концентрирует волю коллектива, выражает эту волю вовне.
Каждый ребенок должен ощущать поддержку коллектива, в котором постоянно происходят качественные изменения. Самоуправления коллектива должно стать единством внешней и внутренней автономии.
5. Единство самостоятельности и самоконтроля. Автономия коллектива направляет развитие личности ребенка, побуждая его к внешним действиям и ограничивая внутренним контролем. Для того, чтобы группа способствовала развитию детей, ее следует формировать как автономный коллектив.
Схема: «Практическая методика дошкольного воспитания».
Занятие
Игра
Автономная деятельность Заданная деятельность
Физкультура
Конструирование
Математика
Развитие речи
Художественная литература
Ознакомление с окружающем
Изобразительное искусство
Музыка
Свободные игры
Игры, организованные воспитателем
Мероприятия по детскому саду
Трудовая деятельность
Экологическая деятельность
Групповая деятельность
Деятельность по подгруппам
Прогулка
Основная бытовая деятельность
(одевание, раздевание,
уборка в игровых зонах;
Базовым коллективом для развития детей является группа. Важно учитывать:
1. в группе должен получиться развивающий коллектив;
2. личность ребенка не складывается из отрывочных умений и не является результатом кратковременных педагогических усилий. Развитие личности ребенка осуществляется единой целенаправленной системой воспитания.
Предлагается следующая система практической методики дошкольного воспитания.
На схеме 1 автономная деятельность показана в узком смысле – как труд или бытовая деятельность. В широком же смысле вся деятельность – занятие – игра – труд – быт – носит самостоятельный характер.
Итак, в схеме рассматривается развитие личности в единстве: «коллектив деятельность личность».
Это соотношение выражает опосредованный деятельностью процесс развития личности и коллектива. До сих пор направление воспитательного воздействия было зачастую односторонним – либо в сторону А (ребенок в центре внимания, либо в сторону Б (в центре воспитатель). Надо постараться подойти к этому процессу по-новому, преодолевая его односторонность и рассматривая его в единстве деятельности коллектива и личности.
Еще одна особенность такой системы – руководство посредством деятельности и через нее. Без этого невозможно руководить ни личностью, ни коллективом. При этом подразумевается предметная деятельность, которая имеет автономный характер. Посредством такой деятельности и осуществляется направленное руководство коллективом и отдельной личностью. Ведь процесс развития коллектива или личности возможно направлять.
Следующая особенность системы состоит в том, что руководство деятельностью проводиться с учетом.
1. Как организовать коллектив дошкольников, Москва, «Педагогика», 1991, 27 стр.
2. Там же, 28 стр.