наталья панченко
Конспект экскурсии в музей «Волшебный мир дерева»
Экскурсия в музей «Чудо-дерево»
Тема: «Волшебный мир дерева»[
Цель: познакомить детей с мини музеем «чудо дерево», дать представление о дереве береза.
Задачи:
-Показать детям какую роль играет береза в жизни людей.
-Формировать, знания, умения и желание в создании мини-музея «Чудо-дерево».
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предшествующая работа.
Публикация «Конспект экскурсии в музей „Волшебный мир дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Свойства материалов и веществ
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Разработка мини-музея, макета дерева, экспонаты, изделия из дерева Рассматривание фото, картинок о лесе, о парках, о деревьях; аппликация из листьев; рисование на тему «Осенний лес»; гербарий; просмотр диафильмов «Теремок», «Смоляной бочок».
Ход экскурсии
Воспитатель. Ребята, вы любите секреты, загадочные истории? (Да).
Тогда отгадайте загадку:
За окошком на виду
Книга выросла в саду
Зазвенели со страниц
Голоса весёлых птиц.
Ветер мимо пролетал
Книгу всю перелистал
Солнышко с утра как встало
Так до вечера читало
А потом немало дней
Тучи плакали над ней. (Дерево)
-Ребята, где можно встретить деревья разных пород? (В лесу)
-Лес-это страна чудес. Сегодня мы шли и встретили вот этого замечательно-удивительно-волшебного лесного жителя. Кто это? Лесовичок.
Старичок-лесовичок. Здравствуйте дети и взрослые!
Воспитатель. Ребята, Лесовик знает очень много о разных чудесах, фантазиях, которыми полниться лес. Он знает много историй, но сегодня мы приглашаем вас ребята, и старика-лесовика в мини-музей «Чудо-дерево».
Старичок-лесовичок. Спасибо, я очень рад за приглашение.
Я рада всех приветствовать в нашем музее, который называется «Чудо-дерево». А так как чудо всегда связано с волшебством, то сегодняшняя экскурсия называется «Волшебный мир дерева».
Обращается к детям: «Располагайтесь поудобнее».
Юные экскурсоводы : Вера Леденева, Полина Калистратова, помогут вам узнать сегодня много интересного.
А чтобы узнать, с каким же деревом мы сегодня познакомимся поближе, вам надо отгадать загадку.
Вера – В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
Д. – Береза
В. – Да, дети, правильно. Мы сегодня с вами сделаем удивительные открытия, связанные с березой. Но прежде я хочу узнать, что же вы уже знаете об этом Чудо-дереве?
Д. - Ответы детей.
В. – Молодцы, все правильно. А сейчас о березке расскажет экскурсовод Полина.
Полина– Береза – самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России.
На поляне, на пригорке, под окном, среди полей,
Белокурые березки – образ Родины моей.
В каждое время года (показывает указкой) береза красива по-своему.
В. – Да, ребята, березу любили во все времена. Художники отображали красоту русской красавицы в своих картинах, поэты слагали стихи. А вы ведь тоже знаете стихи о березе.
Лесовичок: Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, в какое время года сфотографирована береза».
Вам надо будет правильно определить время года и прочитать стихотворение, соответствующее этой фотографии. Готовы? Включить музыку. Включается проектор, меняются через интервал снимки, затем задерживается кадр, и дети определяют время года, читают четверостишье.
Д. – эти березы сфотографированы зимой.
Лесовичок: – А почему вы так решили?
Д. – Ответы детей. Читает стих Аня Гусельникова
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Д. – А здесь весна.
Лесовичок: – Почему вы так думаете?
Д. – Ответы детей.
Лесовичок – Правильно, молодцы.
Читает стих Ева Егорова
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Д. – Это летом сфотографированы березы.
Лесовичок – А докажите.
Д. – Ответы детей.
Лесовичок – Молодцы.
Читает стих Матвей Пичуев
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы!
Д. – А на этой фотографии березы осенние, в золотом наряде.
Дети дополняют.
Лесовичок – Умницы.
Читает стих Лиза Пиллер
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березы на плечах.
Лесовичок – А скажите, в чем же волшебство было березки?
Д. – Ответы детей.
Лесовичок - А что же еще нам расскажет Полина?
Полина – Ребята, а вы знаете, что в старину березу называли «весёлкой». Ведь от этой белоствольной красавицы исходит радость и веселье. Почитали березу, слагали о ней песни, девушки водили хороводы вокруг березоньки.
ВЛесовичок – А кто знает, как в старину восхваляли березу?
Ваня Афанасьев – Березка, березка девочек кричала, к себе призывала:
«Идите вы, девочки, ой да на луг гулять,
Зеленые веточки, ой да завивать».
Никита Рубан– Близ тебя, березонька, красны девицы поют,
Под тобой, березонька, красны девицы венки плетут.
Артем Заикин - Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут, вам пироги несут!
Лесовичок – Спасибо вам ребята. Вот такими словами в старину девушки благодарили березу за ее необыкновенную красоту.
В. –А давайте послушаем, что о березе нам расскажет экскурсовод Вера.
Вера – А я вам расскажу о березовой коре.
Верхний слой коры у березы называется береста. Показывает на чурке. В народе ее называют «плащ березы». Ведь береста предохраняет березу от холода и жары.
Давно-давно, когда еще не было на Руси бумаги, вместо бумаги использовали бересту. Буквы выдавливали на бересте специальными острыми палочками. Береста может пролежать в земле сотни лет и не сгнить. И сейчас в древнерусских городах находят берестяные грамоты – это письма на бересте. По ним мы можем узнать, как жили наши далекие предки.
Во время Великой Отечественной войны о бересте вспомнили опять. Ведь бумаги не хватало и дети на кусочках бересты учились писать, рисовать.
В. – А в нашем музее есть кусочки бересты, подойдите к столам, возьмите их, рассмотрите внимательно и опишите.
Д. – Ответы детей. Обратить внимание детей на темную и светлую стороны бересты.
В. – А если на этих кусочках написать письмо, как они тогда будут называться?
Д. – Берестяные грамоты.
В. – А как писали письма?
Д. – Выдавливали слова. – Рисовали.
В. - Молодцы, ребята. Я предлагаю вам подойти к представленным в музее экспонатам и посмотреть, что еще можно сделать из бересты.
Дети рассматривают и выбирают экспонаты.
В. - Кто хочет рассказать о своем предмете, и как его можно применить сегодня?
В. – Ребята, вот вы увидели, какие нужные и красивые вещи можно сделать из бересты. А вы знаете, как надо заготавливать бересту?
Д. – Ответы детей.
В. – Да, ребята, бересту надо снимать только с поваленных деревьев.
- А почему нельзя с живых деревьев снимать бересту?
Д. - Ответы детей.
В. – Молодцы, ребята. Теперь вы узнали о бересте так много интересного.
А знаете, как много дел у березы? Я буду называть эти дела, а вам надо вспомнить, есть ли среди сегодняшних экспонатов те вещи, которые относятся к этим делам.
Первое дело – мир освещать,
Д. – берут лучину. Это лучина, она освещала избы в старину.
Второе дело – скрип утишать,
Д. – Берут деготь. Им смазывали колеса у телеги, чтобы не скрипели.
Третье дело – больных исцелять,
Д. – Берут березовый веник, чагу, коробочку аптечную с листьями сушеными. Говорят: «Еще почки березовые заваривают при болезнях. Сок березовый целебный».
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Д. - Берут метелку из березовых прутьев. Могут назвать «голичок березовый», лопатку для уборки снега – основание сделано из березовой фанеры.
Пятое дело – продукты сохранять.
Д. - Берут изделие из бересты туесок.
В. – Молодцы, вы были внимательны. И мы узнали, что никак без березы не прожить было ни в старину, ни сейчас.
Вот мы и совершили экскурсию в волшебный мир березы и увидели, что волшебство есть, только надо захотеть увидеть его.
А скажите мне, пожалуйста, что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего?
Д. – Ответы детей.
В. – А что бы вы хотели узнать в следующий раз?
Д. – Ответы детей.
В. - Хорошо, ребята, мы расскажем вам об этом, когда вы вновь придете в музей дерева.
В. - И мне хочется поблагодарить сегодняшних экскурсоводов, которые провели экскурсию в волшебный мир березы. В следующий раз, таким экскурсоводом может стать любой из вас. Спасибо вам за ваши знания.
Лесовичок- за ваши знания дарю вам раскраски с березками осенними.
Включить музыку.
А всех гостей мы тоже благодарим за то, что побывали в нашем музее, который называется:
Д. – «Чудо- дерево»
В. – И приглашаем попробовать полезный чай, заваренный из чаги.
- Этот целебный напиток пили всегда на Руси.
Бодрость и силу давал он, а болезни прочь уносил.