Наталья Шамшурина
Влияние семьи на формирование изобразительной деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Д. И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье как можно раньше. Приобщение ребенка к миру искусства – изобразительного искусства, музыки и театра – может существенно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, развить художественный вкус и навыки критического мышления.
Родители являются практически первыми педагогами детей по искусству. Даже когда у ребенка появляется первый преподаватель, отношение родителей к искусству и к творческим возможностям ребенка имеет огромное значение. Оно может стимулировать или расхолаживать деятельность ребенка.
Публикация «Влияние семьи на формирование изобразительной деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Поэтому раннее приобщение ребенка к искусству играет значительную роль в формировании художественной культуры. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, чем активнее он стремится к ней, тем успешнее идет его развитии, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Творческая деятельность помогает маленькому человечку в процессе познания окружающего мира.
К творчеству способен каждый ребенок!
В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и задача взрослых – помочь детям увидеть прекрасное, научится понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Искусство, незаметно воспитывая, обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков в этой области, это сковывает его самостоятельность; напротив, овладевая способами деятельности, навыками и умениями, он усваивает общественно-исторический опыт, накопленный человечеством в художественной сфере.
Творчески й процесс - это настоящее чудо. Только вы, взрослый, можете показать, подсказать помочь, направить и вовремя отстраниться, предоставляя малышу свободу для созидания. Взрослые – мам, папа, бабушка, дедушка – должны очень точно понимать возможности своего малыша и ту цель, которую они преследуют, организуя игры-занятия ребенка с красками, пластилином. Магнитной доской или конструктором.
Целью таких игр-занятий будет формирование устойчивого интереса и эмоционально-положительного отношения малыша к новым для него видам деятельности : рисованию, лепке, конструированию.
Задача родителей помочь ребенку систематизировать получаемые знания, познакомить с новыми материалами: бумагой, картоном, различными красками, пластилином, тестом, различной цветной бумагой, конструктором и многими другими материалами; познакомить с различными орудиями: кистью, фломастером, карандашами, пластмассовым ножом.
Главная задача родителей является в обеспечении эмоционально-положительного отношения к творческому процессу, ко всему новому. Этому способствует включение малыша в совместную со взрослым деятельность. Если ребенок будет чувствовать, что взрослый искренне заинтересован творческим процессом, то и сам он (ребенок) проникнется радостным ощущением созидания, и будет способствовать в дальнейшем развитию стойкого интереса ко всему новому.
«Увлекая малышей, увлекайтесь сами!» - вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью.
Итак, какие условия необходимо создать для приобщения ребенка к рисованию. Если взрослый не обеспечит ребенку место за столом, не снабдит всем необходимым для рисования (бумагой, карандашами и фломастерами) и не покажет, что с этим делать, то ребенок будет оставлять следы своего творчества на обоях, на полу, на своем теле, на мебели. Причем способность рисовать будет извлекаться из попавших под руку предметов: фломастера, маминой губной помады, кубика, который оставит царапающий след, и т. д. Поэтому взрослому просто необходимо создать для ребенка условия для рисования и, конечно, начать рисовать вместе с ребенком, заинтересовывая его.
Малышу нужен стол по росту и удобный стул, которые будут стоять в хорошо освещенном месте. Желательно, чтобы свет падал слева. Ребенку второго и третьего годов жизни бумагу, книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, краски, нужно давать на время рисования, под контролем взрослого. Ближе к трем годам эти материалы (кроме кисточек и красок) могут находиться в доступном для ребенка месте, чтобы малыш сам брал бумагу и рисовал, когда ему захочется.
Подбирайте материалы для рисования только хорошего качества. Вид материалов также влияет на желание, настрой ребенка. Все приспособления для рисования должны быть собраны в удобных стаканах или коробках (карандаши и восковые мелки отточены, фломастеры свежие).
Кисточку для рисования используйте широкую или круглую, не менее № 10 с толстой и жесткой щетиной. Гуашь немного разведите водой, до консистенции густой сметаны, и небольшое количество ее (примерно чайную ложку) положите в блюдце или розетку. Приучайте ребенка набирать кисточкой краску, убирать лишнюю, отжимая о край розетки. После рисования вместе промойте кисть (банка с водой должна стоять рядом) и осушите ее с помощью салфетки.
После рисования ребенок вместе со взрослым каждый раз убирает материалы, ставит все на место, вытирает, если это необходимо, стол, моет руки. Это войдет в привычку, и скоро ребенок будет делать это сам, без напоминаний.
Вы создали все условия, а ребенок не хочет рисовать. Что делать? Никакие авторитарные методы в этом возрасте не действуют или вызывают противодействие. Ребенка можно только увлечь, «заразить» интересом к рисованию на собственном примере. Если ребенок не хочет рисовать, расшалился, спокойно уберите все приготовленное для рисования и «переключите» ребенка на другую деятельность. Вы хорошо знаете своего ребенка, и сможете определить, что ему сейчас нужно: выплеснуть активность, или успокоиться.
При обучении детей самое важное место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка. А в привитии навыков рисования – сотворчество. Взрослый может рисовать с ребенком на одном листе, или параллельно – на разных листах. Присутствие взрослого необходимо, потому что у ребенка мало опыта узнать или озвучить, что у него получилось. Кроме показа и объяснения взрослого, малышу нужен заинтересованный наблюдатель, его помощь, эмоциональная поддержка. Если рядом заинтересованный взрослый – ребенок успешнее овладевает изобразительными навыками. Взрослому важно помнить - все занятия должны проходить в игровой форме. Можно почитать сказки, стихи рассмотреть картинки. Сначала начинает рисовать взрослый, ребенок, наблюдает и у него тоже возникает желание рисовать. Взрослый помогает ребенку создавать образы, может придумать разные истории, обыгрывая рисунок, или даже просто каляку-маляку. Так, занятия рисованием будут способствовать развитию речи, мышления, памяти, восприятия, пространственного мышления, развитию воображения.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В. А. Сухомлинский.
Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Главной задачей было и остается всестороннее развитие художественного вкуса ребенка, воспитание культурного человека на каждой ступени его развития