Ирина Финк
Формирование способностей к изобразительной деятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является основной. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как развитие продуктивной деятельности, так и творчества дошкольников.
Публикация «Формирование способностей к изобразительной деятельности у детей» размещена в разделах
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того,чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того,чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для формирования и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для того, чтобы разбудить фантазию ребёнка, его творчество, развить ассоциативное мышление подключила к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (авторы М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) технологию ТРИЗ (авторГ. Альтшуллер, так как данная технология предлагает новые способы рисования отличающиеся от классической.
Развитие творчества невозможно без активизации у детей таких психических процессов как восприятие, воображение, образное мышление, составляющих основу творческих способностей. Приобщая детей к созидательному опыту людей посредством искусства, окружающей действительности (включая природу, и художественно – творческих видов деятельности, я тем самым, развиваю способность детей приобретать изобразительные навыки, умения разными способами, а в дальнейшем применять их на практике.
Важнейшим условием развития творчества является восприятие. К сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта и моя задача – помочь им в этом. Для этого мы с детьми наблюдаем за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца, обращаю внимание на то, как набухают почки на деревьях, как искрится на солнце снег и др. Такого рода работу отношу к разным объектам. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Образное эстетическое восприятие детей обогащаю эпитетами, образными выражениями, поэтическими строками, например, «Лес, словно терем расписной…», «Облака белогривые лошадки…»и др.
Для изобразительной деятельности ребёнка и последующего его обучения в школе, необходимо развитие образного мышления. Для этого я использую загадки, через игры учу детей находить общие и различающиеся признаки объектов, учу узнавать объект по описанию, анализировать зрительный образ и др.
Осуществление художественно – творческой деятельности невозможно без развития воображения. Воображение не развивается само собой, его необходимо развивать, поэтому я развиваю его у детей разными средствами : с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки). В изобразительной деятельности я предлагаю детям нарисовать, вырезать и наклеить картинку по произведениям фольклора, например, придумать иллюстрации к сказке, изобразить царевну – лягушку, волшебный дворец. При этом ребёнок должен наделить необычными чертами знакомый образ птицы, дома, человека. В целях развития воображения использую игры – упражнения типа «Что это такое?», «На что это похоже?». Рисую на доске, например, круг и предлагаю детям определить, что это такое, а затем нарисовать названный предмет. Чем больше предметов дети вспомнят, а затем изобразят, тем лучше. Такие темы как «Сказочное дерево», «Волшебный лес», «Сказочные человечки» и др. вызывают у детей интерес и желание изображать, придумывая нечто необычное.
Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями, как классического, так и народного изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство). Это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов, что приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности, развитию творческих способностей.
С детьми я проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого–либо образа. «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. Д.
Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации.
У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.
Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли коллективную аппликацию, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.
Занятия по изобразительной деятельности провожу в группе, на улице (в тёплую погоду). Работу строю на основе дифференцированного и индивидуального подхода, через использование здоровьесберегающих технологий. Давая поручения при выполнении какого либо задания, принимаю во внимание следующие факторы: желание ребёнка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнять необходимые операции, обеспечивая тем самым комфортные условия для каждого ребёнка. Более сильным детям даю сложные задания, а слабым – подбираю индивидуальные задания в пределах их зоны ближайшего развития, тем самым осуществляю дифференцированный подход в обучении. Стараюсь создать на занятии живую непринуждённую атмосферу. В процесс занятий включаю образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые (фокусные) ситуации, когда в результате разных проб (с красками, ножницами, печатками и др.) возникает неожиданный для ребёнка результат, а также использую нестандартные приёмы создания изображения. В целях предотвращения утомления детей на занятиях использую физкультминутки, которые позволяют чередовать работу статического характера с активным отдыхом. Стараюсь всякий раз создать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Достижения ребенка соизмеряю с его личными возможностями и оцениваю в сравнении с его же прежними результатами. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.
В группе создала условия для изобразительной деятельности детей : разнообразие изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, восковые мелки, уголь и др.). Бумага разного формата, формы, цвета. Трафареты и печатки. Репродукции картин известных художников. Тематические подборки картинок, фотографий, слайдов. Развивающие игры, учебно-дидактические пособия, изделия мастеров народных промыслов России. Созданные разнообразные условия по изобразительной деятельности способствуют интенсивному развитию детского художественного творчества.
Работа по изобразительной деятельности не будет эффективной без взаимодействия с родителями. Из наиболее важных направлений в работе с семьёй считаю изобразительную информацию и совместную деятельность с детьми. Оформляю для родителей демонстрационные ширмы, тематические витрины. Провожу собрания,консультации,анкетирование. Систематически организую выставки детского творчества
Реализуя на практике новые подходы к планированию образовательного процесса, в структуру перспективного плана включила взаимодействие со специалистами – музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, логопедом, что позволяет реализовать принцип интеграции, который способствует гибкому установлению режима дня в различных видах деятельности и снижению нагрузки на детей. Скоординировала действия персонала ДОУ в выполнении задач эстетического воспитания.
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощёнными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли.
- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
- Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,
- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются :
- Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
- Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
- Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.