Александра Колесникова
Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема: Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (слайд №1)
«Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление
идеалам добра и правды и, наконец,
постепенное образование твердой и свободной воли».
Н. И. Пирогов (слайд №2)
Публикация «Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
План выступления.
1. Понятие духовно-нравственное воспитание.
2. Понятие семья, семейное воспитание, влияние семьи на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
3. Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Перед выступлением раздать всем по семечку и по сердечку, на сердечке попросить написать по одному самому важному нравственному качеству дошкольника.
Притча: (слайд №3)
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – это одна из актуальных и сложнейших проблем сегодняшнего дня, которая должна решаться педагогами, родителями и кто имеет отношение к детям. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивает гармоничное и устойчивое развитие личности ребенка.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» указывается, что, несмотря на перемены в государстве, у россиян не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. (слайд №4)
Согласно Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» «Образованию и семье отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании. Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».(слайд №5)
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Итак, что же такое духовно-нравственное воспитание?
• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировое сообщество. (определение взято из Концепции)
На пути воспитания духовно-нравственной личности необходимо преодолеть несколько ступеней развития: (слайд №6)
• 1 ступень - семья и ценности семейной жизни, осознание себя как личности.
• 2 ступень – принятие традиций, социальной и духовной жизни страны.
• 3 ступень – принятие культуры и духовных ценностей многонационального народа РФ.
Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания
Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Задание ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ 3 шт на карточках
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Модели семейного воспитания. (слайд №7)
Как счастливы те из нас, кто на своем собственном опыте знают, что такое "семейный лад". Жить в ладу друг с другом и со своей совестью - это ли не семейное счастье? Сколько бы лет не прошло с тех пор, вспоминается то, что стало символом семьи. Для кого-то - это семейные праздники, для кого-то - походы в лес или выезды на дачу, кто ощущает на сердце тепло, вспоминая ритуал семейных вечерних чаепитий и задушевных бесед у пузатого самовара.
Однако многим из нас и вспомнить будет нечего: И дело тут не в нашей памяти, а в бесцветности семейного бытия. Многие психологи придерживаются мнения, что на самом деле больших разнообразий в семейном устройстве нет, потому и поделили их на следующие "модели". РАЗДЕЛИТЬ НА 4 ГРУППЫ, РАЗДАТЬ ПО КАРТОЧКЕ И ПОПРОСИТЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ СЕМЬИ, ВЫСТУПИТЬ. 2 ЧЕЛОВЕКА АНАЛИЗИРУЮТ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И РАНЖИРУЮТ ИХ.
1. Одна из таких "моделей" называется "семья-крепость". В такой семье каждый чувствует себя защищённым от бед и невзгод, но жить в такой семье тоже надо уметь. Если глава семьи отец, то он всегда берет ответственность на себя. Мать, как правило, для своих детей является доброй матерью и уважаемой хозяйкой дома. В таких семьях дедушка и бабушка-не обуза, а "важная составляющая". Там они пользуются уважением детей и внуков до конца своих преклонных лет. В такой "семье-крепости" каждый знает свои обязанности, умеет подчинять свои интересы интересам семьи и соотносить свои запросы с возможностями родни. Родовые связи в такой семье крепкие и не рвутся с уходом в иной мир родителей. А родители здесь, как правило, люди степенные, положительные, совестливые, часто всего-верующие. (слайд №8)
2. Другая модель - "семья-гостиница". В ней всякий живет так, как ему удобно, не очень обременяя себя с общими требованиями и обязанностями, не особенно согласуясь с мнениями близких. Самый главный принцип спокойной жизни в такой семье "Живи сам и не мешай жить другим!" Близких душевных или духовных связей между родными в такой семье лучше не искать. Их там и быть не может или они настолько истончились, что дети зовут родителей по именам, кличкам и обращаются как с "приятелями". Именно в таких семьях иногда появляется тяга к независимости даже в мелочах. В такой семье каждый живет своими собственными интересами, потому и старикам тут, как правило, места нет. Им лучше доживать свой век отдельно от кровной родни, от детей-внуков. (слайд №9)
3. Третья модель - "семья-служба". Взаимоотношения всех членов в такой семье строго регламентированы, к своим обязанностям родителей отец и мать относятся серьёзно, доросовестно, у детей в такой семье не может быть дневник не подписан родителями к понедельнику. Только особого тепла между родителями и детьми, а уж тем более со стариками, если те ещё живы, нет и не может быть. Да и откуда ей взяться, духовной близости, если у каждого душа на замке? Почему так? А незачем тратить своё душевное тепло и сочувствие на других, лучше для себя сэкономить. Только во тут возникает вопрос: а вдруг оно никому потом не понадобиться? Или по привычке не захочется делиться. Потому чаще всего ребенок, вышедший из такой семьи, затрудняется в создании доброго семейного микроклимата в собственной семье, хотя и хозяева они рачительные, и чисто у них - а в гости в такой дом никто не торопится и за помощью или поддержкой к ним никто не обращается. Неуютно у них. (слайд №10)
4. Другое дето - "семья-каторга", тут каждый день то ссоры, то смех. Психологи считают, что дети, вышедшие из таких семей, "зубасты", активны, умеют добиваться своего, не оглядываясь на других. В такой семье все родственные души состоят в постоянной и перманентной войне всех и со всеми. Ни о сочувствии, ни о взаимном уважении или, тем более, почитании тут не может быть и речи. Выживают тут "вопреки" и "наперекор" другим. Постоянное состояние тревожности и агрессивности - это то, что отличает детей из таких семей от всех прочих. (слайд №11)
Основными проблемами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются : (слайд №12)
• Выбор оптимальных методов, приемов, содержания духовно-нравственного воспитания с учетом условий детского сада;
• Поиск эффективных технологий партнерского взаимодействия педагогов и родителей с целью воспитания духовно – нравственных качеств личности детей в семье и дошкольном образовательном учреждении, укреплению семейных ценностей;
• Оказание педагогической помощи родителям в осознании важности сохранения и передачи нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных нашими дедами и прадедами.
В качестве основных направлений работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию можно выделить следующие: (слайд №13)
• Педагогический мониторинг (позволяет изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях);
• Педагогическая поддержка (осуществляется воспитателями, учитывая интересы родителей с целью удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей, педагог организует разные формы взаимодействия);
• Педагогическое образование родителей (воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни);
• Совместная деятельность педагогов и родителей (заключается в организации совместных детско-родительских проектов поисково - познавательной и творческой направленности, организации различных форм совместной деятельности — игры, конкурсы, викторины, сюрпризы).
Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказываю о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.
Для педагогов всех времен – это является сигналом к действию. Однако, возникают вопросы: как детский сад может повлиять на формирование духовности у ребенка в семье, и внести коррективы в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность, самоопределение, не нарушая личного пространства?
Формы сотрудничества с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника : (слайд №14)
• проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм (народные фольклорные игры и развлечения);
• представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи», «Родословная нашей семьи», «Хобби, увлечения семьи», «В гостях у бабушки» и т. д. (слайд);
• праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год ;
• организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников) :
• интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания;
• Организация совместных выставок «Рождественский ангел», «Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Куклы Пеленашки», «Пасхальное яичко» и др.
• метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций); с помощью этого метода педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель – участник семинара – практикума проявляется наиболее отчетливо;
• акции – комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;
• видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Семейные традиции», «» и др.
• совместные творческие, игровые, исследовательские проекты воспитателей, детей и родителей. Тематика проектов совпадает с календарным планированием детского сада, сроки реализации проектов зависят от возникшей проблемы, поставленных задач, возрастной группы и др.
К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов: «Почему нужно делать кормушки для птичек?», «Почему нужно заботиться о домашних животных?» и т. д. Родители вынуждены будут объяснять и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.
Необходимо косвенное и прямое стимулирование к действию: покажите человеку достижения других и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже!»
Удивите человека и у него появится интерес, удивите еще раз и вы побудите его к действию. Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей.
Следует обязательно демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект.
Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, фотоотчетов начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ.
• При подготовке к родительским собраниям, беседам, консультациям предлагаем использовать следующие формы работы с родителями: (слайд №15)
«Волшебный цветок мудрости» – в приёмной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Например:
- «Детские капризы»;
- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;
- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;
- «Чтобы ребёнок не болел» и т. п.
«Портрет идеального родителя» (воспитателя) (слайд №16)– в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя.
«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например: (слайд №17)
- «Счастливая семья – это…»;
- «Хороший воспитатель – это.»;
- «Семейные традиции – это.»
- «Ценности – это…»;и т. п.
Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.
• организация вебинаров специалистами ДОУ.
Разнообразие и оптимальная интенсивность взаимодействия с семьями воспитанников дает возможность родителям реализоваться в близкой для себя сфере деятельности в свое свободное время.
родителей:
Разнообразие традиционных и информационных форм взаимодействия с родителями позволяет дошкольному образовательному учреждению в целом, значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа дошкольного учреждения по духовно-нравственному направлению :
• реализуется при непосредственном участии родителей;
• косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
• учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;
• оставляет общесемейные позитивные воспоминания;
• за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
• позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.
•
• В начале собрания, я вам раздала семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения, прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье : родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В. А. Сухомлинский/