Диасамидзе Любовь
Нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на развитие мелкой моторики у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на
развитие мелкой моторики у старших дошкольник.
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира.
Публикация «Нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на развитие мелкой моторики у старших дошкольников» размещена в разделах
Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой повышают сенсорную чувствительность, формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел. Самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты.
На сегодняшний день для развитии мелкой моторики старших дошкольников широко используют нетрадиционные техники работы с бумагой.
К нетрадиционным техникам работы с бумагой относятся работа в техники айрис - фолдинг, оригами, квиллинг, вытынанка, торцевание.
Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :
- повышают сенсорную чувствительность, то есть формируют точное восприятие объема, формы, цвета, фактуры;
- развивают логическое мышление, воображение, память, учит читать чертеж;
- развивают мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его.
Одним интересным и эффективным средством развития мелкой моторики у старших дошкольников является выполнение аппликации в технике айрис - фолдинг. Айрис - фолдинг в переводе означает «радужное складывание полосок». Выполняя аппликацию в технике Айрис - фолдинг, совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей рук. Техника Айрис - фолдинг влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Работа с бумагой в технике айрис - фолдинг дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Квиллинг - это искусство бумагокручения. Суть квиллинга заключается в скручивании в спирали полос бумаги различной длины и ширины, придании этим спиралям нужной формы и создании из них композиций. Эта арт-техника постоянно обновляется и развивается, в ней появляются новые приемы и направления, становятся популярными современные материалы. В России, как и во многих уголках мира, квиллинг стал популярен не так давно. Однако сегодня последователей этой техники уже довольно много. У детей занятия квиллингом развивают моторику рук и усидчивость; и у всех людей независимо от их возраста он способствует пробуждению воображения и формирует состояние психологической релаксации. Действительно, изготавливая композиции в технике бумажной филиграни, можно почувствовать себя волшебником, создающим нечто необычайно красивое и изысканное (само название ремесла наводит на мысли о чем - то легком и приятном). Детям занятия квиллингом рекомендуют начинать с 5 - 6 лет, используя при этом тонкую бумагу, клей ПВА, и выполнять простейшие композиции. Занятия квиллингом - это не только развитие моторики, внимания, воображения, эстетики, мышления, но и огромнейшие возможности реализовать свои творческие возможности. Эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.
Оригами в переводе с японского «Ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага». Искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.
Оригами - это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить все живое.
Используя в работе с бумагой технику оригами, развивается мелкая моторика, тренируются пальцы рук. Оригами положительно влияет на развитие речи детей, которое тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Систематическая тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными.
Следующей нетрадиционной техникой, которую используют для развития мелкой моторики у старших дошкольников, является техника вытынанка. Вытынанка - это популярное декоративное искусство, которое корнями уходит в китайский обычай на праздник весны вырезать традиционные бумажные узоры и наклеивать их на окна.
Самым простым видом вытынанок является обычная новогодняя снежинка, которая вырезается из любого бумажного материала. Что же такое вытынанка? Несмотря на их широкое распространение и популярность, мало кто сможет ответить. Многие этим искусством занимаются постоянно в свободное время, и даже не подозревают о его необычном названии и происхождении. В современное время вытынанка приобрела большую популярность. Для выполнения задумки выбирается любой бумажный материал. Многие мастера находят самое неординарное предназначение вытынанкам. Ими украшают поздравительные открытки поделки, фоторамки и фотоальбомы, из них делают красивые панно на стенки, украшают фасады современных домов.
Техника вытынанка направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников. Данная техника положительно влияет на многочисленные процессы головного мозга, способствует эффективному развитию детей старшего дошкольного возраста. Вырезая силуэты предметов, дети отображают содержание предмета, его характер, что активизирует и повышает их творческий потенциал, развивает комбинаторные способности. Развитие таких умений длится очень долго и является результатом предшествующей работы, которая направлена на выделение предмета и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязей формы, величины, частей, пространственному расположению предмета на бумаге, что развивает глазомер.
Вытынанка - это длительная, интересная работа, в процессе которой, дети старшего дошкольного возраста видят результат своей деятельности. Знакомство с техникой вытынанка развивает мелкую моторику пальцев рук, внимание, наблюдательность, усидчивость, выдержку и терпение, творческие способности и художественный вкус.
Торцевание - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально - эстетическому развитию ребенка.
Торцевание на бумаге (позволяет создать объёмную махровую картинку) :
- контурное (выкладывание торцовок по контуру изображения);
- плоскостное (выкладывание торцовок плотно друг к другу по всей поверхности);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона);
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет происходить более эффективно при условии: систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ, а также при использовании в работе с бумагой нетрадиционных техник.